Методические советы к работе над контрольной работой

Кроме лекций и семинаров к активной форме самостоятельной работы относится и систематическая работа над учебником, учебным пособием или курсом лекций. Но здесь в полной мере не раскрываются творческие способно­сти и возможности студента. В значительной степени в силу естественной по­знавательной необходимости студенту приходится следовать логике учебника-учителя. Кроме этого, идет необходимый процесс накопления знаний, познания нового, неизвестного, постоянное знакомство с новыми понятиями, определе-


ниями, категориями. Здесь большая нагрузка падает на «моторную» память, на процесс запоминания прочитанного.

В процессе исследования тематического материала контрольной работы студент прежде всего углубляется в разнообразную литературу по определен­ной теме и сразу иными глазами смотрит на учебник, который не дает и не мо­жет раскрыть всей сложности проблем. Автору контрольной работы сразу хо­чется выйти за рамки учебника. Начинается знакомство не только с научно-популярной, но и с научной литературой. В итоге встает проблема творческого выбора, определения своей позиции, возможно, возникает желание высказать и свои мысли, суждения, соображения.

Творческая работа над контрольной работой имеет несколько этапов. На первом этапе происходит первоначальное ознакомление с литературой (воз­можно, с двумя-тремя статьями из научных и научно-популярных журналов). Это - этап вхождения в тему (проблему), накопления и осмысления знаний. Он завершается составлением плана и структуры контрольной работы для его на­писания. Часто это бывает план-черновик, который затем уточняется и конкре­тизируется.

Второй этап носит поисковый характер. Прибегая к новой, дополнитель­ной литературе, автор контрольной работы ищет ответы на вопросы своего плана. На этом этапе, как и на первом, делаются необходимые выписки, но они носят уже более осознанный характер, сопровождаемый комментариями, свои­ми суждениями. Это уже заготовка материала для написания контрольной ра­боты. На этом этапе завершается работа над планом и его структурой.

И, наконец, третий, самый ответственный этап - написание самой кон­трольной работы по разработанному плану. Написанный текст подвергается ав­торской редакции. Здесь автор контрольной работы приобретает очень ценное качество: излагать грамотно, логически связно и непротиворечиво, своими сло­вами, то есть попытаться формировать свой стиль изложения материала, свою логику мышления. Написанная контрольная работа должна быть правильно оформлена: к каждой цитате указывается источник по установленным прави-


лам, работа разбивается на параграфы с соответствующими заголовками, в на­чале работы дается план, а в конце - библиография, то есть список использо­ванной литературы.

Написание контрольной работы особенно важно для студентов заочной формы обучения, не только потому, что это требование учебного плана, но и в силу необходимой связи с соответствующей кафедрой. Такая связь позволяет студенту своевременно получить необходимую помощь, а кафедре дает воз­можность лучше контролировать самостоятельную работу студентов-заочников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: