Особенности системы эргономического обеспечения разработки и эксплуатации систем «человек — машина»

Система эргономического обеспечения разработки и эксплуата­ции систем «человек — техника» (СЭОРЭ) представляет собой совокупность взаимосвязанных организационных мероприятий, научно-исследовательских и проектных работ, устанавливаю­щих эргономические требования и формирующих эргономичес­кие свойства человеко-машинных систем в процессе их разра­ботки и эксплуатации. Эта система имеет черты самоорганизую­щейся социальной организации, решающей целевую задачу пу­тём формирования профессионального дискурса, отражающего научно-практические достижения в области учёта человеческого фактора. Это динамическая система, генерирующая новую ин­формацию, важную для проектирования СЧМ посредством про­фессиональных коммуникаций специалистов широкого класса дисциплин, связанных с учётом свойств человека в технической системе.

8.2. Этапы и последовательность эргономического обеспечения

Эргономическое обеспечение проектирования эргатической сис­темы в общем случае включает этапы:

• обоснования и разработки эргономических требований;

• обеспечения проектирования системы «человек — машина»;

• эргономического проектирования системы формирования и поддержания работоспособности операторов (ФИПРО);

• эргономического обеспечения эксплуатации.

Кроме того, на каждом этапе проявляются общие для всех про­цедуры эргономического обеспечения:

• обоснования и разработки эргономических требований;

• обеспечения проектирования системы;

• эргономической экспертизы.

Они проявляются на всех стадиях разработки эргатической системы с различными акцентами в зависимости от задач проектирования. К завершающим стадиям проектирования возрастает роль контрольно-корректировочных операций, значение экспертизы.

На начальной фазе разработки важно определить показатели, отражающие эргономические свойства разрабатываемого изде­лия. Желательно, чтобы они могли быть количественно измере­ны, что обеспечивает возможность их сравнить до и после внед­рения соответствующих изменений, повышающих эргономич­ность изделия. К таким показателям относятся:

• эргономичность — интегральный показатель степени выпол­нения эргономических требований;

• показатели качества деятельности оператора (время решения задачи, производительность, число ошибок, состояние здоровья и т.д.);

• надёжность деятельности оператора (своевременное и безо­шибочное выполнение функций);

• эффективность СЧМ;

• напряжённость и экстремальность деятельности и т.д.

Важно, чтобы выбранные показатели были связаны с повышением качества деятельности, что не всегда очевидно. Обоснование тре­бований осуществляется методами научного эксперимента в поис­ке связей между выбранными показателями и качеством деятель­ности. Большую роль играют опыт и интуиция проектировщика, использование нормативно-справочных материалов. Можно гово­рить и о существовании определённой проектировочной культуры, возникающей в организации.

Данные, полученные на первом этапе проектирования, служат для формирования технического задания на разрабатываемую

систему, его разделов, связанных с общими и частными эргоно­мическими требованиями к изделию.

На втором этапе проводится проектирование СЧМ и её первич­ная эргономическая экспертиза. Ведётся работа по трансформа­ции общих эргономических требований в требования к элемен­там проектируемой системы. С этой целью проводятся исследо­вания, создаются стенды, макетные образцы оборудования для получения данных, необходимых для эскизного проекта разра­батываемой системы. Создаётся научно-методическое и аппа­ратное обеспечение процедур эргономической экспертизы.

Третий этап начинается со стадии технического проектирования и завершается этапами предварительных, межведомственных или государственных испытаний. Проводится эргономическое обеспечение разработки всех физических, функциональных и экологических объектов, входящих в СЧМ, системы ФИПРО, за­вершается подготовка к эргономической экспертизе объекта в целом. Готовятся итоговые документы по результатам испыта­ний СЧМ и системы ФИПРО.

На завершающем этапе, связанном с реальным функционирова­нием создаваемой СЧМ, внедряются ранее разработанные эрго­номические рекомендации по обеспечению работоспособности операторов. Результаты эксплуатации СЧМ служат для форми­рования эргономических требований к вновь создаваемым ана­логичным системам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: