Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов и методов научного познания (И.Ньютон, Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.Гегель)

Эпоха нового времени в западноевропейской истории знаменуется быстрым развитием естественных наук: физики, химии, астрономии, математики, среди которых ведущей становится физика. Развитие естествознания диктует основную проблему философской рефлексии – проблему построения универсального метода и универсальной науки. Гносеологическая проблематика становится центром философствования в XVII в.

Новое время провозглашает науку наиболее важной деятельностью человека, способной избавить его от всех бед и страданий. Очевидно, что метод такой науки также должен быть универсальным, гарантировать получение вечной, неизменной, полной истины. Самое себя философия НВ мыслит как универсальную систему окончательных научных истин, которая в случае правильного построения должна стать единственной, бесконечной растущей от одного поколения к другому системой идей, дающей окончательные ответы на все возможные вопросы.

В философии НВ сложились 2 конфликтующие позиции: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Представителями эмпиризма НВ являются Ф. Бэкон, Д.Локк и Т. Гоббс. Сенсуалисты в качестве единственного источника познания признают опыт, а ведущей познавательной способностью считают сенситивную. Душа человека – чистая доска, на которой природа пишет свои письмена. Представители эмпиризма называют индукцию универсальным научным методом. При этом, конечно, осознаются проблемы, связанные с вероятностной природой индуктивного знания, ищутся способы повышения его достоверности.

Бэкон написал много книг, но наиболее известный труд его - "Новый Органон". В истории философии и науки Ф. Бэкон выступил как провозвестник опытного естествознания и научного метода. Старая (схоластическая) философия бесплодна и многословна. Методы и приемы науки должны отвечать подлинным целям - обеспечению благополучия и достоинства человека. Об обладании истиной свидетельствует прежде всего возрастание практического могущества человека. "Знание - сила"... Этот лозунг Бэкона - путеводная нить в прояснении задач и целей всей философии, всего комплекса наук. Приверженность к негодным методам познания мира обусловлена, по мнению Бэкона, господством над сознанием людей так называемых "идолов", где образно представлены типичные источники человеческих заблуждений. Бэкон выделяет четыре основных вида заблуждений: 1) "идолы рода", 2) "идолы пещеры", 3) "идолы рынка", 4) "идолы театра".

1. "Идолы рода" - это предрассудки нашего ума, проистекающие из смешения нашей собственной природы с природой вещей. Последняя отражается в ней как в кривом зеркале. Если в человеческом мире целевые (телеологические) отношения оправдывают законность наших вопросов: зачем? для чего? - то те же вопросы, обращенные к природе, лишены смысла и ничего не объясняют. В природе все подчинено только действию причин, и здесь законен лишь вопрос: почему? Наш ум следует очистить от того, что проникает в него не из природы вещей. Он должен быть открыт Природе и только Природе.

2. "Идолы пещеры" - это предрассудки, заполняющие ум из такого источника, как наше индивидуальное (и случайное) положение в мире. Чтобы освободиться от их власти, необходимо достигать согласия в восприятии природы из разных позиций и при различных условиях. В противном случае иллюзии и обманы восприятия затруднят познание. "Идолы пещеры" - заблуждения отдельного человека... Происходит это или от особых прирожденных свойств каждого, или от воспитании и бесед с другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед которыми кто преклоняется.

3. "Идолы рынка" - заблуждения, возникающие в силу общения в сообществе людей. "Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы... Слова прямо насилуют разум, смешивают все и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям".

4. "Идолы театра" - "идолы", которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Их Бэкон называет идолами театра, так как считает, что "сколько есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры".

Беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков открытый и внимающий опыту - таково исходное положение бэконовской философии. Для овладения истиной вещей остается прибегнуть к правильному методу работы с опытом, гарантирующему нам успех. Это метод продуманной и усовершенствованной индукции. Дополнив индукцию целым рядов приемов, Бэкон стремится превратить ее в искусство вопрошания природы, ведущее к верному успеху на пути познания.

В период Нового времени происходит разложение феодализма происходит зарождение и развитие капитализма, что связано с прогрессом в науке и технике, увеличением производительности труда. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Бурно развивается наука, в особенности экспериментальное естествознание, основы которого заложил Г. Галилей.

Г.Галилею принадлежит приоритет введения в науку гипотетико—дедуктивного метода, в основе которого лежит логический вывод утверждения из принятых гипотез и последующая его эмпирическая апробация. Галилеем была также разработана концепция пустотной механики, базирующуюся на принципах рациональной индукции и мысленного эксперимента.

Г. Галилей выступал против аристотелевского принципа "нет действия без причины", трактовка которого распространялась лишь на случай покоя. А именно: всякое тело не переходит из состояния покоя в движение без приложения дополнительной силы. Последнее практически предвосхищало первый закон Ньютона. При этом полагалось, что прекращение движения связано с действием эмпирических условий (трение, сопротивление среды) в случае прекращения действия движущей силы. В эту трактовку Галилей вносит существенную поправку: не одно тело не меняет своей скорости не по величине ни по направлению без действия дополнительной силы.

Галилей производил большое количество физических опытов, так, например, он определил, что период колебаний математического маятника не зависит о веса груза, а определяется только длиной нити подвеса, также известны его опыты, касающиеся определения ускорения свободного падения на основе скольжения грузов на наклонной плоскости.

Галилей открыл множество неподвижных звёзд, которые человек никогда не видел и не предполагал. Открытие Галилеем пятен на Солнце способствовало утверждало единственности законов космического универсума, установлению гомогенной действительсти.

Наука играет всё более значимую роль в жизни общества. При этом главенствующее место в науке занимает механика. Именно в механике видели мыслители ключ к тайнам всего мироздания. Применение механистического метода привело к поразительному прогрессу в познании физического мира. Представления о механической обусловленности явлений особенно упрочнилось под мощным влиянием открытий Ньютона.

Основные результаты утверждения новоевропейского мышления, выразившие революционизацию духовной сферы:

1) происходит освобождение науки от влияния Святого Писания, авторитета канонических текстов: анализ святых писаний считается уделом монастырей, а не университетов.

2) происходит отказ от топографической иерархии: "верх-низ"--центральной для католического аристотелетизма, происходит десакрализация пространственно-временных представлений, формирование и утверждение однородности и изотропности пространства и времени; забвение антропоцентризма, происходит принятие картины унитарного космоса.

3) Демократизация и эффективация научного поиска.

4) натурализация мышления, которое опирается теперь на основу законосообразности, объектно-сущей природы с естественной причинностью, едиными и проникающими и охватывающими её как целое законами

Учёные Нового времени установили "ясные" и "очевидные" сейчас законы, создали сами рамки мышления, которые сделали возможными последующие открытия, реформировали интеллект, снабдили его серией новых понятий, выработали специфическую концепцию природы - явились основой рождения подлинно научного знания. Особое внимание обращалось на необходимость последовательного эмпирического обоснования идеально-логических законов и формулировок.

Формирование опытной науки связано с изменяющимися представлениями человека о его взаимосвязи с природой. Человек должен представить себя активным началом в исследовании природы, и это связано с зарождением идеи экспериментального исследования в культуре Нового времени. Познание природы в этот период концентрируется вокруг двух университетских центров: Оксфордского и Парижского университетов. Оксфордская школа сыграла значительную роль в развитии и распространении естествознания. Главная роль в становлении школы принадлежала францисканцу Роберту Гроссетесту. Он один из первых стал переводить естественнонаучные произведения Аристотеля непосредственно с оригинала, писал комментарии к ним. Но более интересен Гроссетест как автор собственных естественнонаучных трактатов, среди которых важнейший трактат «О свете или о начале форм». Для проверки своих гипотез Гроссетест использует методы фальсификации и верификации. Метод фальсификации используется там, где нет еще никакой рациональной теории, и естествоиспытатель вынужден произвести отбор походящих гипотез, т.е. отбросить то, что не соответствует природе вещей. Метод верификации предполагает установление зависимостей путем наблюдения и проверку их в изолирующем эксперименте. Обычной для множества средневековых трактатов была мысль о том, что только в математике вещи, известные нам, и вещи, существующие по природе, тождественны. Исходя из этого, модель математического объяснения становится моделью идеального знания, и даже теологическую аргументацию мыслители этой поры пытаются сформулировать согласно математико-дедуктивному методу. Но математика описывает явления в чистом виде и ничего не говорит о том, почему это происходит именно так. Ответить на этот вопрос может только метафизика. Именно в этом – корень того эмпиризма и индуктивизма, который показался многим столь похожим на методологию науки Нового времени и … скорее, является чертой, принципиально отличающей средневековый метод физического мышления от экспериментально-теоретического метода Новой науки. К ученикам Гроссетеста относят английского натурфилософа и богослова Роджера Бэкона. Бэкон выделял два основных способа познания – с помощью доказательств и из опыта. Также существует и два вида опыта. Один из них приобретается посредством внешних чувств – человек может полагаться на свои органы чувств, на свидетельства очевидцев, а также на специально изготовленные инструменты. Однако этого внешнего опыта недостаточно. Поэтому необходим другой вид опыта – внутренний, который становится возможным только в мистических состояниях избранных благодаря обретению внутреннего озарения. Бэкон подчеркивал, что опытная наука – владычица умозрительных наук. Предполагают, что здесь впервые введен термин опытная наука. Согласно Б., опытная наука, являясь источником новых истин, не входящих в эмпирическое содержание других наук, должна обеспечить верификацию (подтверждение или опровержение) умозрительных начал. Английский философ и логик Уильям Оккам внес большой вклад в развитие логического учения. Оккам развивает учение о существовании двух разновидностей знания. Первое из них он называет знанием интуитивным. Интуитивное у него означает наглядное и включает в себя как ощущение, таки и внутреннее переживание его. Поэтому с него и начинается основанное на опыте знание. Вторая разновидность – абстрагированное знание. Оно относится к множеству единичных вещей, и здесь наиболее очевиден его концептуалистический смысл. В отличие от интуитивного знания абстрагированное может отвлекаться от их существования или несуществования. Теорию общих понятий Оккама называют терминизмом. Термин – простейший элемент всякого знания, всегда выраженного словом. Оккам различает две разновидности терминов. Термины первичной интенции – это знаки, относящиеся к внешним вещам, но ничего о них не утверждающие. От них отличаются термины вторичной интенции, направленной уже не на вещи, а на термины первично интенции. Из двух разновидностей терминов вытекают и два рода наук. Одни из них – реальные, трактующие о самом бытии. Другие – рациональные, рассматривающие понятия с точки зрения их отношения не к вещам, а к другим понятиям. В это же самое время зарождается новый тип мышления, связанный с процессом секуляризации, начинающимся в Европе 15 в. И выражающимся в приобретении самостоятельности по отношению к церкви и религии – философии, науки и искусства. Среди тех, кто подготавливал рождение науки, был Николай Кузанский. Он вводит методологический принцип совпадения противоположностей, из которой следует тезис об относительности любой точки отсчета. Отсюда философ делает вывод о предположительном характере всякого человеческого знания, а не только того, которое мы получаем, опираясь на опыт, как считали в античности. Поэтому он уравнивает в правах и науку, основанную на опыте, и науку, основанную на доказательствах. Особый интерес представляют попытки Леонардо да Винчи применить в анатомии знания из прикладной механики и найти соответствие между функционированием органов человека и животных и функционированием технических устройств. Л.д.В. считал, что опыт никогда не ошибается, ошибаются только суждения ваши. Л.д.В. подошел к необходимости органического соединения эксперимента и его математического осмысления, которое и составляет суть того, что в дальнейшем назовут современным естествознанием, наукой в собственном смысле слова. Первая научная революция произошла в 17 в. В ходе этой революции сформировался особый тип рациональности – научный. Научный тип рациональности, радикально отличаясь от античного, тем не менее, воспроизвел, правда, в измененном виде, два главных основания античной рациональности: во-первых, принцип тождества мышления и бытия, во-вторых, идеальный план работы мысли. Тип рациональности, сложившийся в науке, невозможно реконструировать, не учитывая тех изменений, которые произошли в философском понимании тождества мышления и бытия. Рассмотрим эти изменения. Во-первых, бытие перестало рассматриваться как Абсолют, Бог, Единое. Величественный античный Космос был отождествлен с природой, которая рассматривалась как единственная истинная реальность, как вещественный универсум, — набор статичных объектов, которые не развиваются, не изменяются. Объекты рассматривались преимущественно в качестве механических устройств, а время понималось просто как некий внешний параметр, не влияющий на характер событий и процессов. Во-вторых, человеческий разум потерял свое космическое измерение, стал уподобляться не Божественному разуму, а самому себе, и наделялся статусом суверенности. Убеждение во всесилии и всевластии человеческого разума укрепилось в эпоху Просвещения, когда восторжествовал "объективизм" базирующийся на представлении о том, что знание о природе не зависит от познавательных процедур, осуществляемых исследователем. Объяснение сводилось к поиску механических причин и субстанций, а обоснование — к редукции знания о природе, к принципам механики. В-третьих, Научная рациональность признала правомерность только тех идеальных конструктов, которые можно контролируемо воспроизвести, сконструировать бесконечное количество раз в эксперименте. Мыслительным инструментом теоретических вопросов, управляющих таким экспериментом, стала математика. Научным признавалось то, что могло быть конструировано и выражено на языке математики. В-четвертых, основным содержанием тождества мышления и бытия становится признание возможности отыскать такую одну-единственную идеальную конструкцию, которая полностью соответствовала бы изучаемому объекту, обеспечивая тем самым однозначность содержания истинного знания. В-пятых, наука отказалась вводить в процедуры объяснения не только конечную цель в качестве главной в мироздании и в деятельности разума, но и цель вообще. Научная рациональность стала объяснять все явления только путем установления между ними механической причинно-следственной связи. Таким образом, итогом первой научной революции было формирование особого типа рациональности. Наука изменила содержание понятий «разум», «рациональность», открытых в античности. Механическая картина мира приобрела статус универсальной научной онтологии. Принципы и идеи этой картины мира выполняли основную объяснительную функцию. К началу XIX в, механика была единственной математизированной областью естествознания, что в немалой степени способствовало абсолютизации ее методов и принципов познания, а также соответствующего ей типа рациональности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: