По мере формирования суверенитета Беларуси шло становление ее и как субъекта международных отношений. Еще в начале 20-х гг. XX в. с республикой установили дипломатические отношения девять европейских государств, включая Германию. Правда, через несколько лет под давлением центральных властных структур Союза ССР эти отношения были свернуты.
После Второй мировой войны внешнеполитический аспект суверенизации Беларуси, получает дальнейшее развитие. Огромные жертвы республики в войне, ее весомый вклад в победу над фашизмом снискали ей признательность мирового сообщества. Это явилось одной из главных причин признания западными странами права Беларуси на участие в создании и деятельности ООН основного инструмента по укреплению всеобщего мира и международной безопасности, налаживания дружественных межгосударственных отношений и сотрудничества народов в послевоенных условиях.
Белорусская ССР стала одним из 50 государств-учредителей ООН. 26 июня 1945 г. правительственная делегация Беларуси во главе с заместителем председателя Совета Министров, министром иностранных дел К.В. Киселевым в числе делегаций 50 стран-учредителей подписала Устав ООН. В последующие десятилетия республика активно боролась за неукоснительное соблюдение принципов, заложенных в основу этой универсальной международной организации.
|
|
К началу 90-х гг. XX в. республика явилась участником более 70 международных организаций, свыше 150 многосторонних и ряда двусторонних соглашений, Ее представители неоднократно занимали ответственные выборные посты в различных организациях, в т. ч. в Совете Безопасности ООН в качестве его непостоянного члена, а также на международных сессиях и конференциях. Она является членом многих межправительственных организаций, имеет значительную договорную практику. Республика стала участником практически всех международных актов, относящихся к правам человека.
С принятием республикой декларации о государственном суверенитете открылись новые возможности для ее внешнеполитической деятельности.
Правда на пути самоутверждения Беларуси на мировой арене имеют место немалые трудности. Они связаны прежде всего с тем всеобщим кризисом, который поразил Беларусь,
В последние годы по мере выхода из кризиса Республика Беларусь активизирует свою внешнеполитическую деятельность. В соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права она создает свои дипломатические представительства за рубежом, ведет дипломатическую переписку, принимает участие в различных международных конференциях и сессиях.
|
|
При этом после распада СССР и образования СНГ самой жизнью на первый план выдвигаются отношения с так называемым ближним зарубежьем - бывшими советскими республиками, и в первую очередь ближайшими соседями: Россией, Украиной, республиками Прибалтики, а также с Республикой Польша.
Парламент и правительство РБ пытаются определить свои собственные приоритеты в международных делах, найти свои принципы и подходы к решению актуальных проблем внешней политики..
Важнейшим принципом внешней, как и внутренней, политики является ее реализм, вне которого политическое действо превращается в театр абсурда. Наконец, говоря о внешней политике, следует указать на ее органическую связь с политикой внутренней. Она вытекает из последней и призвана служить ее целям. При этом оговоримся, что речь идет о нормальной политике здорового государства.
Выработка такой политики - дело непростое. С сожалением приходится констатировать, что в правящих структурах Беларуси, как и других бывших советских республиках, пока недостает этих качеств. Отсюда -наша и внутренняя, и внешняя политика пока не дает желаемых результатов.