В последние годы эргономика и эргономические решения приобретают все большее значение во всех отраслях деятельности человека. Эргономика в стоматологии как комплексная дисциплина, обобщающая теоретические и практические рекомендации современных достижений, сформировалась в 1970 году.
Наиболее удачное определение эргономики дано В.М. Муниповым (1970): «Эргономика изучает функциональные возможности и особенности человека в трудовых процессах с целью создания таких условий, методов и организации трудовой деятельности, которые делают труд человека и высокопроизводительным и вместе с тем обеспечивают удобство и безопасность работающему, сохраняют его здоровье, способствуют духовному и физическому развитию человека. Предметом эргономики является трудовая деятельность человека, а объектом исследования - система «Человек - орудие труда (в широком смысле этого слова) - производственная среда».
Основные эргономические задачи в области стоматологии сформулированы Г.М. Иващенко, Т.В. Никитиной (1972):
|
|
- обеспечение максимального удобства работы врача (медицинской сестры, зубного техника);
- организация рабочего места врача (медицинской сестры, зубного техника);
- обеспечение комфорта в лечебных кабинетах и других помещениях;
- снижение психологической и эмоциональной нагрузок на врача и обслуживающий персонал;
- снижение физиологической нагрузки на врача (медицинскую сестру, зубного техника);
- правильная организация режима труда и отдыха;
- разработка методов работы с кадрами.