I. Для начала любой работы с учеником необходимо определение индивидуальных особенностей ученика; его комплекса способностей:
а) особенности психики, личности, характера, возраста;
б) интересы, склонности, волевые и рабочие качества;
в) степень обученности и интеллектуально-музыкального развития;
г) анализировать физиологические и нервно-психические реакции — подвижность, возбуждение, торможение, координация;
д) качество и уровень музыкальных способностей;
е) позитивные качества и задатки, требующие развития.
II. Текущее и перспективное планирование.
Индивидуальный план — это «диагноз» и «прогноз». Методика формирования репертуара строится с учетом:
а) ответственных концертов, экзаменов, конкурсов;
б) классных вечеров для родителей;
в) постепенного развития ученика;
г) интенсивного развития (с 1-2 произведениями более сложными);
д) подбор «целевых программ» с целью подготовки к исполнению, например «Экспромта» Сонаты Бетховена;
е) подбор «репертуарных цепочек» для развития определённого технического или исполнительского навыка на аналогичном по фактуре репертуаре, например, Черни-Гермер, этюд № 1, I ч.; № 1, II ч.; № 5, 299; № 1, 740 и т.д.
ж) обязательное стилистическое и жанровое разнообразие репертуара;
з) «эскизное разучивание» нескольких пьес для расширения кругозора и исполнительского опыта;
и) поощрять самостоятельное разучивание произведений учеником – как главную цель музыкального образования.
III. Методика проведения урока.
1. Индивидуальный подход к выбору методики и форм урока для каждого ученика в зависимости от его восприятия, темперамента, способностей и возраста.
2. Подготовка к уроку:
а) проигрывание, анализ редакций, расстановка аппликатуры, педали, необходимых лиг, цезур, дополнительных динамических оттенков, перераспределение рук (для маленьких рук), обнаружение опечаток, дополнение ремарок, перевод всех терминов;
б) определение этапа работы над произведениями, в связи с этим, задач урока и его структуры, определение времени на каждый вид работы, определение главной «центральной» темы урока;
в) готовность к «импровизации» в построении урока (метод «обратной связи» с учеником);
г) выбор ярких ассоциаций, «ключевых» понятий — «слово-экстракт» (словесные пояснения, подбор стихов, аналогичной музыки);
д) выбор формы урока: диалоги, наведение, диспут и т.д.
е) характера общения с учеником, формы воздействия на ученика, темпа урока.
IV. Формы уроков:
а) «комплексные» — включают в себя несколько видов музицирования, где исполняются разные произведения с постановкой разных задач, на различных этапах освоения произведения (разбор, чтение, проигрывание целиком, ансамбль и т.д.), уместны особенно с детьми младшего возраста;
б) «тематический» урок — это урок, где педагог выявляет на разнообразном материале одну проблему и на нее направляет внимание и работу ученика;
в) «уроки — восхищения»;
г) «урок — «самоанализ» («Если бы я был педагогом»);
д) «урок — «демонстрация» способа «Как я буду работать дома»;
е) «урок — дискуссия»;
ж) «зашифрованное письмо» (Гайдна, Моцарта) и т.д.
Разная интенсивность урока со старшими и младшими учащимися. Обязательно чередование моментов напряжения с моментами разгрузки внимания. (шутка, «лирическое» отступление в стихи, в сказку, интересная «идиома» на движение руки или пальца и т.д.)
Важно, чтобы нотный текст был осознан как источник фиксированных слуховых и моторно-двигательных представлений.
Необходимо выбирать запоминающиеся, творческие формы общения; яркость, свежесть изложения, точность заданий.
V. Примерная схема-модель урока:
— проверка домашней работы (целиком, выборочно);
— объяснение новой проблемы, вытекающей из ранее выученного материала;
— объяснение правил для усвоения нового навыка;
— показ-демонстрация и работа под контролем преподавателя;
— домашнее задание.
VI. Виды педагогического воздействия:
а) показ — целиком, — фрагмента, голоса, приема;
б) показ— положительный и «отрицательный» (для младших школьников более эффективен положительный показ!);
в) словесные пояснения (ассоциации, сопоставления);
г) прием наводящих вопросов («Что получилось?») «Что бы ты хотел исправить?», «Что ты здесь чувтвуешь?» и т.д.;
д) эмоциональное воздействие (пение, дирижирование, мимика, голос—интонация); артистический, сценический показ;
е) тактильное воздействие на руку, на движение ученика.
Педагогу важно научиться применять с каждым учеником гибкое сочетание различных методов, как наиболее подходящих этому ученику, так и дающим эффективные результаты.
— Роль оценки, поощрения («порицания») очень важна в младших классах! Оценку обязательно выставлять в дневник, да ещё и красным цветом. Эффективно действует приём «оценка за каждый вид работы на уроке» и за «каждое произведение».
— Конечная цель урока: ученик обогатил свои знания и умения, получил ясное представление того, «что» и «как» он будет делать дома, получил «эмоциональный заряд» к работе.
Студентам дается план анализа урока для последующих посещений и подготовки собственного урока.
1. Содержание урока (материал, репертуар).
2. Задачи урока. Соответствие их возрасту и этапу освоения произведения.
3. Реакция ученика на задания педагога. Уровень его восприятия.
4. Уровень технического и музыкального развития ученика.
5. Характер речи педагога. Сочетание рационального и эмоционального воздействия.
6. Характер показа за инструментом.
7. Аргументированность предлагаемых способов решения. Качество показа на инструменте.
8. Эффективность работы на уроке (результативность).
9. Характеристика технологической работы: упражнения, проблемы ритма, артикуляции, динамики и т.д.
10. Тонус, темп урока, эстетическая ценность урока для ученика и др. вопросы.
Студенты представляют конспект-анализ 1-2 уроков.
Литература: А. Мндоянц Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике М., 2005г.
Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М., 1947.
Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., 1975.
Савшинский С. Детская педагогика (в сб. «Вопросы фортепианной педагогики, вып. 4. М., 1976).
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Киев, 1979.
Савшинский С.И. Режим и гигиена работы пианиста. Л., 1963.