В Конституции РФ содержится понятие «таможенное регулирование», которое находится в ведении РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1 Таможенного кодекса ТС таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках таможенного союза - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
|
|
В России (ст. 2 ФЗ «О таможенном регулировании»), оно заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенное дела в РФ.
Вместе с тем таможенное регулирование — это не сами таможенные правила, а деятельность, связанная с их установлением, изменением, внесением необходимых дополнений либо отменой отдельных из них.
Международная торговля предполагает перемещение грузов через границу из одной страны в другую. Для регулирования этого товарооборота существуют органы государственного управления особую роль в которых играет служба, занимающаяся таможенным делом.
Итак, таможенное дело неразрывно связано с областью внешней торговли и обслуживает ее участников. На мировом уровне таможенное дело выступает в качестве одного из важнейших звеньев внешней торговли.
В нормативных правовых актах можно найти различные определения понятия таможенного дела. Так, по Таможенному уставу СССР 1924 г. (ст. 2) существо таможенного дела исчерпывалось «борьбой с контрабандой на территории страны». Согласно Таможенному кодексу СССР 1928 г. (ст. 1 и 2), таможенное дело определялось как выполнение таможенными органами постановлений о государственной монополии внешней торговли. В Таможенном кодексе СССР 1964 г. (ст. 2) определение таможенного дела включало в себя «контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, выполнение таможенных операций и борьбу с нарушением таможенных правил и контрабандой».
В Таможенном кодексе СССР 1991 г. содержалось более полное определение таможенного дела, соответствовавшее времени перестройки, для которого были характерны расширение внешней торговли и либерализация внешнеэкономической деятельности. Таможенное дело рассматривалось в нем в качестве средства осуществления таможенной политики. В контексте ст. 1 этого кодекса понятием таможенного дела охватывались «порядок перемещения через таможенную границу СССР товаров и иных предметов, таможенное обложение, оформление, контроль и другие средства проведения в жизнь таможенной политики...».
|
|
Под таможенным делом в Таможенном кодексе РФ 1993 г. (ст. 1) понималась сама таможенная политика, а также средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения в жизнь таможенной политики. Такое определение таможенного дела достаточно полно отражало содержание таможенной деятельности в период 1993— 2003 гг. и соответствовало структуре Таможенного кодекса РФ.
Согласно ч. 2 ст. 1 ТК РФ 2004 г., таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «О таможенном регулировании» таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в РФ и вывозе товаров из РФ.
Таким образом, предусмотренная таможенным законодательством, а также иными законодательствами РФ (уголовно-процессуальным, административным) совокупность методов и средств, с помощью которых таможенные органы обеспечивают соблюдение таможенных правил, называется таможенным делом.
Отсюда можно сделать вывод, что таможенное регулирование, как и таможенное дело, представляют собой виды деятельности. Таможенное регулирование — это деятельность по установлению таможенных правил, а таможенное дело—это деятельность по обеспечению соблюдения данных правил.
Определение таможенного дела позволяет уяснить, что при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу должны соблюдаться меры таможенно-тарифного регулирования, а также установленные запреты и ограничения.
Таким образом, меры таможенно-тарифного регулирования, а также запреты и ограничения есть те барьеры, препятствия, через которые необходимо пройти для осуществления действий по ввозу и вывозу товаров и транспортных средств. Какими же методами и средствами обеспечивается их соблюдение?
Метод всегда показывает, как происходит регулирование, какие способы и приемы используются в правовых отношениях, например, установление ставок таможенных пошлин, методы определения таможенной стоимости товаров, таможенные процедуры, таможенное декларирование товаров, экспертиза и исследования. Средство же — это то, что связывает объект и субъект деятельности, цель и результат. С помощью средств удовлетворяется интерес субъектов права (технические средства таможенного контроля, залог, поручительство).
Элементы современного таможенного дела можно представить следующими основными блоками:
— принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
— таможенные процедуры;
— таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;
— таможенные операции, связанные с помещением товаром под таможенные процедуры;
|
|
— таможенное оформление;
— таможенный контроль;
— предоставление таможенных льгот;
— ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
— правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.
Различные по характеру, все они в своей совокупности используются для достижения экономических, социальных и правоохранительных целей таможенного дела.
Экономические цели подразделяется на две составляющие: фискальную и регулятивную, которые должны дополнять друг друга и обеспечивать развитие национальной экономики. Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер. Фискальное начало экономической цели состоит в пополнении доходной части федерального бюджета, так как один из существенных источников — это именно платежи в сфере внешней торговли.
Социальная цель выражается в том, что развитие таможенного дела невозможно без гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.
Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным перемещением через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д.
Таможенное дело тесно связано с внешними контактами, международными отношениями. Оно зависит от международных договоров РФ и способствует их реализации.
Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации.
|
|
Непосредственная реализация задач в области таможенного дела обеспечивает Федеральная таможенная служба РФ.
Собственно таможенное дело ведет единая система таможенных органов,
4.