Понятие, сущность таможенного регулирования, структура и цели таможенного дела. Краткая характеристика элементов таможенного дела

В Конституции РФ содержится понятие «тамо­женное регулирование», которое находится в ведении РФ.

Согласно ч. 1 ст. 1 Тамо­женного кодекса ТС таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках таможенного союза - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

В России (ст. 2 ФЗ «О таможенном регулировании»), оно заключается в уста­новлении порядка и правил регулирования таможенное дела в РФ.

Вместе с тем таможенное регулирование — это не сами тамо­женные правила, а деятельность, связанная с их установлением, из­менением, внесением необходимых дополнений либо отменой от­дельных из них.

Международная торговля предполагает перемеще­ние грузов через границу из одной страны в другую. Для регулирования этого товарооборота существуют органы государственного управления особую роль в которых играет служба, занимающаяся таможенным делом.

Итак, таможенное дело неразрывно связано с облас­тью внешней торговли и обслуживает ее участников. На мировом уровне тамо­женное дело выступает в качестве одного из важней­ших звеньев внешней торговли.

В нормативных правовых актах можно найти различные определе­ния понятия таможенного дела. Так, по Таможенному уставу СССР 1924 г. (ст. 2) существо таможенного дела исчерпывалось «борьбой с контрабан­дой на территории страны». Согласно Таможенному кодексу СССР 1928 г. (ст. 1 и 2), таможенное дело определялось как выполнение таможенными органами постановлений о государственной монополии внешней торгов­ли. В Таможенном кодексе СССР 1964 г. (ст. 2) определение таможенно­го дела включало в себя «контроль за соблюдением государственной мо­нополии внешней торговли, выполнение таможенных операций и борь­бу с нарушением таможенных правил и контрабандой».

В Таможенном кодексе СССР 1991 г. содержалось более полное оп­ределение таможенного дела, соответствовавшее времени перестройки, для которого были характерны расширение внешней торговли и либера­лизация внешнеэкономической деятельности. Таможенное дело рассмат­ривалось в нем в качестве средства осуществления таможенной политики. В контексте ст. 1 этого кодекса понятием таможенного дела охваты­вались «порядок перемещения через таможенную границу СССР товаров и иных предметов, таможенное обложение, оформление, контроль и дру­гие средства проведения в жизнь таможенной политики...».

Под таможенным делом в Таможенном кодексе РФ 1993 г. (ст. 1) по­нималась сама таможенная политика, а также средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения в жизнь таможенной политики. Такое определение таможенного дела достаточно полно отражало содержание таможенной деятельности в период 1993— 2003 гг. и соответствовало структуре Таможенного кодекса РФ.

Согласно ч. 2 ст. 1 ТК РФ 2004 г., таможенное дело пред­ставляет собой совокупность методов и средств обес­печения соблюдения мер таможенно-тарифного регу­лирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государ­ственном регулировании внешнеторговой деятельно­сти, связанных с перемещением товаров и транспор­тных средств через таможенную границу.

Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «О таможенном регулировании» таможенное дело в Российской Федерации пред­ставляет собой совокупность средств и методов обес­печения соблюдения мер таможенно-тарифного регу­лирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в РФ и вывозе товаров из РФ.

Таким образом, предусмотренная таможенным законодатель­ством, а также иными законодательствами РФ (уголовно-процессу­альным, административным) совокупность методов и средств, с по­мощью которых таможенные органы обеспечивают соблюдение таможенных правил, называется таможенным делом.

Отсюда можно сделать вывод, что таможенное регулирование, как и таможенное дело, представляют собой виды деятельности. Таможенное регулирование — это деятельность по установлению таможенных правил, а таможенное дело—это деятельность по обес­печению соблюдения данных правил.

Определение таможенного дела позволяет уяснить, что при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу должны соблюдаться меры та­моженно-тарифного регулирования, а также установ­ленные запреты и ограничения.

Таким образом, меры таможенно-тарифного ре­гулирования, а также запреты и ограничения есть те барьеры, препятствия, через которые необходи­мо пройти для осуществления действий по ввозу и вывозу товаров и транспортных средств. Какими же методами и средствами обеспечивается их со­блюдение?

Метод всегда показывает, как происходит регу­лирование, какие способы и приемы используются в правовых отношениях, например, установление ставок таможенных пошлин, методы определения таможенной стоимости товаров, таможенные процедуры, таможенное декларирование товаров, экспертиза и исследования. Средство же — это то, что связывает объект и субъект деятельности, цель и ре­зультат. С помощью средств удовлетворяется инте­рес субъектов права (технические средства таможенного контроля, залог, поручительство).

Элементы современного таможенного дела можно представить следующими основными блоками:

— принципы перемещения через таможенную гра­ницу товаров и транспортных средств;

— таможенные процедуры;

— таможенно-тарифное регулирование и взима­ние таможенных платежей;

— таможенные операции, связанные с помещением товаром под таможенные процедуры;

— таможенное оформление;

— таможенный контроль;

— предоставление таможенных льгот;

— ведение таможенной статистики и Товарной но­менклатуры внешнеэкономической деятельности;

— правовая регламентация ответственности за пра­вонарушения в сфере таможенного дела.

Различ­ные по характеру, все они в своей совокупности ис­пользуются для достижения экономических, соци­альных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели подразделяется на две со­ставляющие: фискальную и регулятивную, которые должны дополнять друг друга и обеспечивать развитие национальной экономики. Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством установ­ления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, а также путем установления запретов и ограни­чений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных то­варов и рядом иных мер. Фискальное начало эконо­мической цели состоит в пополнении доходной час­ти федерального бюджета, так как один из суще­ственных источников — это именно платежи в сфе­ре внешней торговли.

Социальная цель выражается в том, что разви­тие таможенного дела невозможно без гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.

Правоохранительные цели таможенного дела зак­лючаются в защите государственной безопасности стра­ны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных цен­ностей общества; в охране животных, растений и ок­ружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным перемещением через таможенную гра­ницу РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического до­стояния и т.д.

Таможенное дело тесно связано с внешними контактами, междуна­родными отношениями. Оно зависит от международных договоров РФ и способствует их реализации.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правитель­ство Российской Федерации.

Непосредственная реализация задач в области таможенного дела обеспечивает Федеральная таможенная служба РФ.

Собственно таможенное дело ведет единая систе­ма таможенных органов,

4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: