В рамках Единой государственной системы экологического мониторинга решаются следующие задачи:
— разработка программ наблюдений за состоянием
окружающей природной среды на территории России;
— организация наблюдений и проведение измерений
показателей объектов экологического мониторинга;
т
— обеспечение достоверных и сопоставимых данных
наблюдений как в отдельных регионах, так и по всей тер
ритории РФ;
— сбор и обработка данных наблюдений;
— организация хранения данных наблюдений, созда
ние специальных банков данных;
— гармонизация банков данных и баз экологической
информации с международными эколого-информацион-
ными системами;
— оценка и прогноз состояния объектов окружающей
среды и антропогенного воздействия на них, природных
ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на
изменение состояния среды обитания человека;
— обеспечение доступности экологической информа
ции широкому кругу потребителей, включая население,
общественные движения и организации;
— информационное обеспечение органов управления
состоянием окружающей природной среды и природных
ресурсов, экологической безопасностью;
— разработка и реализация единой научно-техниче
ской политики в области экологического мониторинга.
Создание ЕГСЭМ осуществляется на основе территориально-ведомственного принципа, Предусматривающего максимальное использование возможностей уже существующих государственных и ведомственных систем мониторинга состояния окружающей природной среды, антропогенного воздействия, состояния биоты, экосистем, среды обитания человека.
С учетом установленного распределения функций между федеральными органами исполнительной власти, целей и задач экологического мониторинга в ЕГСЭМ осуществляется сопряжение на единой методической и информационной основе базовых функциональных и специальных подсистем мониторинга, а также систем обеспечения ЕГСЭМ.
К базовым функциональным подсистемам относятся системы мониторинга:
— состояния атмосферы, поверхностных вод суши,
морской среды, почв (Росгидромет);
— антропогенных воздействий и использования при
родных ресурсов (Минприроды и его территориальные
органы);
— земель (Роскомнедра);
— недр (Роскомнедра);
— наземной флоры и фауны (Минприроды и его тер
риториальные органы);
— состояния среды обитания человека (Госкомсан-
эпиднадзор).
Указанные органы исполнительной власти, их территориальные подразделения осуществляют координацию деятельности соответствующих отраслевых, ведомственных и объектовых служб мониторинга, выполняющих работы в рамках указанных базовых функциональных подсистем ЕГСЭМ, а также сбор и обобщение данных.
К базовым подсистемам относится мониторинг:
— лесов (Рослесхоз);
— водохозяйственных систем (Роскомвод);
— рыб, водных животных и растений (Роскомрыбо-
ловство);
— военных объектов (Минобороны);
— объектов атомной промышленности (Минатом).
В ЕГСЭМ могут функционировать другие специальные системы мониторинга.
К системам обеспечения ЕГСЭМ относятся:
— картографическое и геодезическое обеспечение (ре
ализуемое Роскартографии);
— метрологическое обеспечение измерений (Госстан
дарт);
— средства и системы космического мониторинга;
— системы связи и коммуникаций (соответствующие
федеральные органы и их территориальные подразделе
ния).
Конкретный механизм функционирования ЕГСЭМ определяется Положением о Единой государственной системе экологического мониторинга, утвержденным Прави-
тельством Российской Федерации, в котором определяются компетенция, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, предприятий и организаций, осуществляющих экологический мониторинг на основании специальной Государственной программы. ЕГСЭМ формируется на трех основных организационных уровнях — федеральном, субъектов Российской Федерации, локальном (объектном).
Территориальные системы экологического мониторинга (ТСЭМ) организуются в субъектах РФ и являются основными системообразующими элементами ЕГСЭМ (территориальными подсистемами ЕГСЭМ). Как и ЕГСЭМ в целом, ТСЭМ формируются на основе базовых функциональных и специальных подсистем при участии систем обеспечения соответствующего уровня. Кроме них на территориальном уровне функционируют локальные системы экологического мониторинга, формируемые предприятиями и организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории субъекта РФ.
ТСЭМ строятся в субъектах РФ по унифицированным методологическим принципам с целью обеспечения сопоставимости информации между отдельными подсистемами ЕГСЭМ и включают в себя как базовую сеть мониторинга федерального уровня, так и соответствующую сеть наблюдений за объектами, представляющими интерес непосредственно для данного субъекта Российской Федерации.
ТСЭМ решает задачи ЕГСЭМ на уровне субъектов РФ с учетом:
— мониторинга объектов как по показателям, имею
щим общефедеральное значение, так и по показателям,
специфичным для данной территории;
— выработки обобщенной информации для обеспече
ния информационных систем верхнего уровня иерархии
(регионального, федерального).
Данные, получаемые всеми звеньями территориального уровня ЕГСЭМ, собираются в специализированных центрах базовых функциональных и специальных подсистем мониторинга. Функции основного системообразующего центра ТСЭМ выполняет региональный информационно-аналитический центр (РИАЦ) территориального органа Минприроды, информационно связанный со всеми указанными центрами.
Для контроля функционирования объектов хозяйственной деятельности организуются системы мониторинга источников воздействия на окружающую природную среду и зон их непосредственного влияния (импактный мониторинг). Предприятия и организации, осуществляющие хозяйственную деятельность, оснащаются средствами контроля воздействий на окружающую среду, производимых в процессе функционирования предприятия. Системы контроля воздействий создаются за счет средств субъектов хозяйственной деятельности, которые обеспечивают их регламентное функционирование. Указанные системы контроля подлежат аттестации по правилам, утверждаемым руководящими органами ЕГСЭМ.
Региональный уровень ЕГСЭМ формируется субъектами Российской Федерации для решения задач экологического мониторинга, носящих региональный характер. При этом определяются подсистемы ЕГСЭМ, участвующие в формировании региональной системы. Целесообразность создания регионального уровня ЕГСЭМ определяется:
— необходимостью оценки состояния природных объ
ектов, анализа природных процессов и экологически не
благоприятных явлений, когда их границы не совпадают с
границами субъектов РФ;
— сложившейся структурой территориальных органов
ряда ведомств;
— целесообразностью создания мощных региональных
функциональных органов, способных обслуживать ряд
субъектов РФ.
Федеральный уровень ЕГСЭМ образован центральными органами федеральной исполнительной власти, подведомственными им научными и производственными организациями, осуществляющими функции информационно-аналитических центров ЕГСЭМ. На федеральном уровне на ЕГСЭМ возложены функции:
— интеграции экологической информации, получае
мой на уровне субъектов РФ и на федеральном уровне ве
домственных систем;
— информационной поддержки процедур подготовки
и принятия решений в области охраны окружающей сре
ды и экологической безопасности, осуществляемых феде
ральными органами исполнительной и представительной
власти;
— информирования населения и общественности Рос
сии об основных показателях, характеризующих экологи
ческую обстановку на территории страны, и крупномасш
табных тенденциях ее изменения;
— обеспечения требуемого качества данных, получае
мых на всех уровнях ЕГСЭМ;
— обеспечения функционирования специальных сис
тем мониторинга, не имеющих территориального и реги
онального уровней;
— обеспечения участия РФ в международных, в том
числе глобальных, системах экологического мониторинга.
Сбор, хранение и анализ обобщенной информации, поступающей от информационных звеньев функциональных подсистем мониторинга территориального уровня, а также от федеральных центров ведомственных специализированных подсистем, осуществляется в информационно-управляющих федеральных центрах функциональных подсистем. Организация взаимодействия информационно-аналитических центров, обеспечение формирования банков данных ЕГСЭМ в целом осуществляются информационно-аналитической системой Минприроды (ИАС). ИАС играет координирующую роль в обеспечении сопос-
тавимости информации, поступающей от всех звеньев ЕГСЭМ.
С целью обеспечения достоверности и сопоставимости данных в рамках ЕГСЭМ функционирует система обеспечения качества данных (СОКД), реализуемая через федеральные центры, координирующие деятельность соответствующих базовых функциональных и специальных подсистем ЕГСЭМ. Основные задачи СОКД:
— координация разработки, унификации и стандарти
зации методик анализа объектов мониторинга и техниче
ских средств, позволяющих реализовать эти методики;
— обеспечение функционирования единой системы
внешнего контроля качества аналитических работ;
— координация работ по сертификации и аттестации
звеньев мониторинга;
— научно-методическое и организационное руковод
ство системой обеспечения качества данных на террито
риальном уровне;
— метрологическое обеспечение средств измерения,
проводимых в рамках ЕГСЭМ.
Помимо совокупности функциональных и специальных подсистем мониторинга, для полноты оценки состояния окружающей среды в рамках ЕГСЭМ на федеральном уровне обеспечивается функционирование некоторых других подсистем мониторинга, как правило, не имеющих территориального уровня. К ним, в частности, относятся подсистемы мониторинга:
— дальнего (трансграничного) переноса загрязняющих
воздух веществ;
— комплексного фонового — на территории биосфер
ных заповедников;
— озонового слоя;
— гелиогеофизической, в частности ионосферно-маг
нитной, обстановки;
— геокриологического.
В случае необходимости в составе ЕГСЭМ исходя из требований экологической обстановки могут создаваться
и другие тематические системы экологического мониторинга.
ЕГСЭМ принимает участие в международных проектах и программах по мониторингу окружающей среды, осуществляет информационное взаимодействие с этими системами, проводит работы по согласованию методологии и метрологическому обеспечению мониторинга.
Информация, получаемая на всех иерархических уровнях ЕГСЭМ, является приоритетной по отношению к информации, получаемой из других источников, при подготовке и принятии решений в области охраны окружающей среды и экологической безопасности для всех органов государственного управления. Эта информация является государственной собственностью, право владения, пользования и распоряжения ею регламентируется соответствующими законами Российской Федерации.