Момент этого состояния – в строках "Мир был создан…" 1993 года: " Мир создан был из смешенья грязи, воды, огня,/воздуха с вкрапленным в оный криком "Не тронь меня!",/рвущимся из растения, впоследствии -- изо рта ".
Растительно-архитектурные анаморфозы
Как средство создания эпического пейзажа с социальными элементами
Рассмотрим возможную семантику строки " муха сползает с пыльного эполета/лопуха, разжалованного в рядовые ". Эполеты Бродскогому напоминают лопухи, принадлежат эполеты адмиралам, виденным Бродским в Военно-морском музее:
В мундирах восемнадцатого и девятнадцатого веков, с жабо или высокими стоячими воротниками, в похожих на лопухи эполетах с бахромой, в париках и бегущих через всю грудь широких голубых лентах, они очень сильно смахивали на орудия совершенного, отвлеченного идеала, не менее точные, чем отороченные бронзой астролябии, компасы, бинокли и секстанты, поблескивающие вокруг. Они могли вычислить место человека под звездами с меньшей погрешностью, чем их повелители! ".
|
|
Еще одна биографическая подробность иллюстрирует разбираемую строку: отец Бродского, морской капитан, был лишен карьеры:
В 1950, кажется, году отца демобилизовали в соответствии с каким-то постановлением Политбюро, запрещавшим лицам еврейского происхождения иметь высокое офицерское звание (…) К тому времени отцу уже минуло сорок семь, и ему, в сущности, приходилось начинать жизнь заново.
Пыль на эполетах в "Эклоге" – пыль времени, сурово обошедшегося с героями. Но Бродский смотрит на эти события сквозь время, да и эполеты как наплечные знаки различия практически вышли из обращения.