Шиповник, репейник у Бродского – аллегория духовного роста как аналогии православного храма, взрыва страсти-тяготения к смерти и жизни

Момент этого состояния – в строках "Мир был создан…" 1993 года: " Мир создан был из смешенья грязи, воды, огня,/воздуха с вкрапленным в оный криком "Не тронь меня!",/рвущимся из растения, впоследствии -- изо рта ".

Растительно-архитектурные анаморфозы

Как средство создания эпического пейзажа с социальными элементами

Рассмотрим возможную семантику строки " муха сползает с пыльного эполета/лопуха, разжалованного в рядовые ". Эполеты Бродскогому напоминают лопухи, принадлежат эполеты адмиралам, виденным Бродским в Военно-морском музее:

В мундирах восемнадцатого и девятнадцатого веков, с жабо или высокими стоячими воротниками, в похожих на лопухи эполетах с бахромой, в париках и бегущих через всю грудь широких голубых лентах, они очень сильно смахивали на орудия совершенного, отвлеченного идеала, не менее точные, чем отороченные бронзой астролябии, компасы, бинокли и секстанты, поблескивающие вокруг. Они могли вычислить место человека под звездами с меньшей погрешностью, чем их повелители! ".

Еще одна биографическая подробность иллюстрирует разбираемую строку: отец Бродского, морской капитан, был лишен карьеры:

В 1950, кажется, году отца демобилизовали в соответствии с каким-то постановлением Политбюро, запрещавшим лицам еврейского происхождения иметь высокое офицерское звание (…) К тому времени отцу уже минуло сорок семь, и ему, в сущности, приходилось начинать жизнь заново.

Пыль на эполетах в "Эклоге" – пыль времени, сурово обошедшегося с героями. Но Бродский смотрит на эти события сквозь время, да и эполеты как наплечные знаки различия практически вышли из обращения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: