Глоссарий 1 страница

Адаптивная терапия (Adaptive Therapie). Терапевтический процесс, це­лью которого является содействие хронически или неизлечимо больным в их адаптации к своему болезненному состоянию.

Алекситимия (Alexithymie). Неспособность адекватно воспринимать и описывать собственные эмоции. Ее значение как фактора патогенеза психосо­матических заболеваний остается спорной.

Анамнез биографический (Anamnes, biographische). Диагностический метод, целью которого является тщательный сбор объективной и субъективной информации для получения как можно более полной картины настоящей и про­шлой жизни пациента и прояснения при ее помощи диагноза, дифференциаль­ного диагноза, показаний, дифференциальных показаний и прогноза. Наряду с фиксированием жалоб пациента важное значение имеет прежде всего получе­ние сведений о ситуации, порождающей проблемы пациента, и об относящей­ся к ней картине конфликтов и отношений.

Арт-терапия, терапия творческим самовыражением (Gestal­tungstherapie). Группа терапевтических методов, которые в ходе процесса и с помощью результатов продуктивного художественного творчества пациента, используя при этом игровые формы, предоставляют возможность доступа к бессознательным и предсознательным элементам конфликта: освобождают эмоции, стимулируют экспрессивные способности и, наконец, способствуют тому, чтобы в ходе диалога с арттерапевтом, происходящего в рамках вербаль­ной работы по достижению понимания и согласия и в контексте всего терапев­тического процесса в целом, пациент смог увидеть сущность своих проблем, а в его состоянии произошли позитивные изменения.

Аутотренинг (Autogenes Training). Метод аутосуггестивных упражнений, принцип которого состоит в том, чтобы посредством ряда упражнений добить­ся полного «перевода» пациента в гипноидное состояние. Упражнения началь­ной ступени направлены на то, чтобы посредством расслабления мускулатуры и переключения вегетативной нервной системы достичь общей психосомати­ческой гармонизации и приглушения аффективного резонанса. Наряду с вра­чебной беседой является важным методом, используемым при полном психо­соматическом уходе за больным.

Аффект (Affekt). У Фрейда - одна из двух форм, в которых репрезентиру­ется влечение; первоначально определяется количественно (как аффективный квант влечения), а затем также и качественно - как форма выражения этого

– 690 –

количества. В своем социально-психологическом аспекте аффект наряду с на­градой/наказанием, влечением и объектным отношением относится к извест­ным на сегодняшний день системам регуляции человека. Деление аффектов на регулирующие отношения, обрабатывающие информацию и саморефлексив­ные оказалось оправданным и с клинической точки зрения.

Базисная регуляция отношений (Basisbezihungsregulation). Необходимая при любом социальном взаимодействии способность участников этого взаи­модействия к управлению эмоциональной дистанцией (регуляция близости), распределением активности (регуляция активности) и сил (регуляция силы/бес­силия). Психические формы нарушений характеризуются ослаблением способ­ности к регулированию отношений. Вследствие этого при установлении отно­шений потенциальные пациенты вынуждают своих социальных партнеров к особенно интенсивным изменениям, тогда как то, в чем они нуждаются, это специфическая терапевтическая поддержка, например, для сохранения опре­деленной дистанции (Краузе).

Базисный врач (Basisarzt). Врач, оказывающий первую врачебную помощь.

Бессознательное (Unbewußtes, ubewußt). Один из топосов, систем психи­ческого аппарата топографической теории. Содержит в себе вытесненное, ко­торому цезурой запрещен доступ к предсознательному и сознанию. С момента появления структурной теории понятие выражается лишь при помощи имени прилагательного, используясь для обозначения психического качества, кото­рое свойственно как Ид, так и компонентам Эго и Суперэго.

Разговорная психотерапия (Gesprächpsychotherapie). Основывающаяся на базисе психологии научения и социальной психологии систематическая, спе­циально подбираемая форма вербальной и невербальной коммуникации и со­циального взаимодействия между двумя и более лицами, целью которой явля­ется уменьшение имеющихся у них психических недостатков посредством бо­лее дифференцированного восприятия ими самих себя и окружающего мира, дающее пациенту некую новую ориентацию.

Влечение к агрессии (Aggressionstrieb). Одно из двух противостоящих друг другу влечений в нашедшей сегодня клиническое применение дуалистической теории влечений. Согласно Фрейду, характеризует вторичное обращение вов­не первично направленного внутрь инстинкта разрушения или смерти, кото­рый с этого момента становится нацеленным на разрушение объекта. Понима­лось Хартманном как отдельная категория влечений, регулирующаяся в соот­ветствии с принципом удовольствия/неудовольствия.

Внутренняя потребность (Innerer Notstand). Состояние эмоциональной и когнитивной неуверенности участников терапевтической группы, появляющееся в результате структурной минимализации, соблюдения правил свободного вза­имодействия и установки терапевта на умеренность и нейтральность; данное состояние должно провоцировать и стимулировать регрессию.

– 691 –

Воздержание (Abstinenz). Основополагающая установка аналитика, в со­ответствии с которой он не удовлетворяет обращенные к нему потребности и желания пациента, а способствует их переводу в вербальную форму.

Врач-лекарство (Droge Arzt). Введенное M. Балинтом понятие, обозна­чающее «исцеляющий характер» отношений врач-пациент. Воздействие это­го отношения соответствует социогенным эффектам ухудшения и в полной мере сравним с эффектом, достигаемым при проведении терапии, основан­ной на иных принципах (например, фармакотерапии). См. также «Эффект плацебо».

Выбор объекта (Objektwahl). Процесс обращения субъекта к своему объек­ту, в котором различаются две разновидности: выбор объекта по типу опоры на кого-либо, определяемый внутренним образом предоставляющих заботу и за­щиту родителей, и выбор по нарциссическому типу, определяемый отношени­ем субъекта к самому себе.

Гипноз (Hypnose). Метод поддерживающей психотерапии, при котором пациент посредством определенных внушений вводится в состояние, характе­ризующееся измененным сознанием (фокальная концентрация восприятия при ослабленном периферийном внимании), чтобы посредством последующих вну­шений были достигнуты определенные изменения в его состоянии. В соответ­ствии с методом Эриксона таким образом достигается высокомотивированное состояние, в котором на фоне функциональных изменений происходит актив­ное бессознательное обучение.

Главная задача посещения больного (Kernvisite). Часть врачебного об­хода, для которой необходимо присутствие больного: беседа с пациентом и те­лесный осмотр. Обязательное выполнение главной задачи посещения больно­го подразумевает перераспределение функциональной значимости задач тра­диционного обхода и является предпосылкой его преобразования в посещение с психотерапевтическими функциями.

Групповые действия (Gruppenleistungen). Содержащие компромиссы про­работки, которые производятся в группе и могут представлять собой как выра­ботку нормативного регулирования, психосоциальных компромиссных обра­зований, так и совместное сновидение наяву (совместную, провоцируемую бессознательными желаниями фантазию).

Дидактический анализ (Lehranalyse). Ядро, основная часть специальной психоаналитической подготовки, которая знакомит будущего психоаналитика с его собственной внутренней структурой и в особенности с ее конфликтными компонентами и, следовательно, должна создать предпосылки для возможнос­ти рефлексии относительно феноменов переноса и контрпереноса.

Дифференциация аффектов (Affektdifferenzierung). Техника интервенции (вмешательства), которая в психоаналитической диагностике и терапии исполь­зуется для идентификации аффектов (по качеству, интенсивности и взаимодей-

– 692 –

ствию их компонентов) и для прояснения контекста их возникновения, а также для выяснения их функций в интрапсихических и межличностных конфликтах и отношениях.

Зависть к пенису (Penisneid). Согласно Фрейду, существенный элемент женской сексуальности, состоящий в том, что маленькая девочка переживает отсутствие у нее пениса как недостаток, как свидетельство того, что ей чего-то не дали или у нее что-то отобрали. Развитие зависти к пенису может про­исходить в разнообразных формах, как не связанных с нарушениями, так и патологических: желание иметь пенис в своем теле (как желание иметь детей или как желание коитального наслаждения, достигаемого при помощи пени­са), развитие фаллически-мужских моделей поведения, мстительное желание кастрировать мужчину, обвинения и затаенная обида, неприязненное чувство по отношению к матери, на которую возлагается ответственность за отсут­ствие пениса.

Защита (Abwehr). Все меры, предпринимаемые Эго с целью избежать со­знательного переживания связанных с невыносимым неудовольствием (стра­хом, депрессивным аффектом) конфликтов (тип: вытеснение), а также те дей­ствия Эго, которые при структурных нарушениях смягчают связанные с ними несоответствия посредством интеракционального ввода в этот процесс внешних объектов (тип: расщепление).

Защита от внешних раздражителей (Reizschutz). Наряду с восприятием внешних возражений важная функция Эго как той части Ид, которая претерпе­ла определенные изменения ввиду близости и под влиянием внешнего мира. Эта функция защищает организм от раздражений, исходящих от внешнего мира и настолько интенсивных, что они могли бы представлять опасность для орга­низма.

Защитные механизмы (Abwehrmechanismen). Защитные операции, про­текающие по фиксированному сценарию, соответствующие определенным формам болезней, определенным конфликтам и определенным генетическим стадиям.

Ид (Es). Одна из трех инстанций структурной модели (понятой как интеллектуальный конструкт), которую следует понимать как своего рода внутреннее (душевное) пространство, в котором сохраняются бессознательные остаточные образы как родовой (филогенез), так и индивидуальной истории (онтогенез). К содержанию Ид принадлежит ставшее благодаря защитным мероприятиям бессознательным содержание детских, пубертатных и более поздних конфликтов, которые стали невыносимыми для сознательного переживания. Если рассматривать Ид, Эго и Суперэго в аспекте их динамики, то на передний план выходят постоянно возникающие между ними конфликтные напряжения. И Эго, и Суперэго понимаются как своего рода потомки Ид, ведут от него свое происхождение.

– 693 –

Идентичность (Identät). Характеристика согласования и постоянства ре­презентаций самости, связанных с консолидацией структуры Эго и ее функций, а также соответствующего согласования и постоянства репрезентаций объекта.

Интроекция (Introjektion). Введенное Ференчи и понимаемое им как сим­метричное проекции и близкое идентификации понятие; в ходе этого процесса субъект в своих фантазиях позволяет объекту переместиться снаружи вовнутрь.

Исследование событий жизни (Life-event-Forschung - Lebensereignis-Forschung). Рабочее направление, которое исследует связь между биографи­ческими нагрузками (смерть родственника, потеря работы и пр., но также и женитьба, рождение ребенка и т. д.) и проявлением болезни. При этом психо­социальная нагрузка наделяется количественными характеристиками. В мно­гочисленных ретроспективных и проспективных исследованиях приводятся многочисленные доказательства того, что наступление болезней совпадает с периодами жизненных кризисов.

Кататимное образное переживание (Katathymes bildcrleben). Метод има­жинативной психотерапии, при котором в условиях контролируемой регрес­сии ведется работа с техникой сна наяву. Во время управляемого сна наяву воз­никают оптические проекции, спонтанно изображающие в образно-символи­ческой форме бессознательное или предсознательное внутреннее душевное состояние и обрабатываемые затем в процессе терапевтического диалога.

Комплайэнс (Compliance). Поведение пациента, которое характеризуется следованием предписаниям и советам врача, а также содействием медицинс­ким мероприятиям. Поведение противоположного характера называется нон­комплайэнсом.

Комплекс кастрации (Kastrationskomplex). Из-за анатомического различия полов и его интерпретации мальчиком (у лишенной пениса маленькой девочки пенис отняли) и из-за страха перед более сильным соперником-отцом, вызванно­го направленным на мать сексуальным желанием мальчика, у него развиваются фантазии о грозящем ему наказании (кастрация как возмездие отца-соперника). Маленькая девочка, у которой возникают ощущения, что она уже пережила кас­трацию, пытается отрицать свой недостаток, компенсировать его или восстано­вить, и у нее могут развиться фантазии о кастрации мужчин и/или о возмездии и воздаяний матери, которая отказалась дать ей пенис или отняла его у нее.

Компромиссное образование (Kompromißbildung). Разрешение психичес­кого конфликта, при котором с целью удаления невыносимого неудовольствия (страха и/или депрессивного аффекта) элементы бессознательного конфликта интегрируются таким образом, чтобы удовлетворить как защиту, так и бессо­знательное желание и притязания Суперэго. Следует отличать патологические компромиссные образования, носящие характер симптомов, от таких, которые расположены на границе внутренней и внешней адаптации, не связанной с на­рушениями.

– 694 –

Контрперенос (Gegenübertragung). Специфическая, часто бессознательная эмоционалъная реакция терапевта на специфический способ переноса пациента. В той степени, в какой оно доступно рефлексии терапевта, оно используется при вынесении клинических суждений; если же оно не поддается рефлексии, оно становится препятствующим терапии фактором, который должен быть прояснен с помощью либо самоанализа, либо анализа, проведенного другим терапевтом.

Конфронтация (Konfrontieren). Техника аналитического вмешательства; описана Гринсоном как одна из двух предварительных форм интерпретации; посредством ее использования внимание пациента должно быть направлено на определенные представляющиеся терапевтически значимыми содержания его поведения и тех переживаний, о которых он сообщил терапевту; это позволяет подготовить их к дальнейшей обработке (посредством прояснения и толкования).

Кризисная интервенция (вмешательство) (Krisenintervention). Меропри­ятия, предпринимаемые с целью установления контроля над острой реакцией на психосоциальный кризис. В большинстве случаев речь идет о комбинации психотерапевтических мер по поддержке, обеспечению необходимыми консультациями и уходу.

Либидо (Libido). Согласно Фрейду, сила (требование, потребность), с ко­торой в душевной жизни выступает половое влечение.

Мотивация к терапии (Therapiemotivation). Характеристика установки пациента в отношении терапии, в особенности его готовности признать гос­подствующую в определенной школе теорию болезни и лечения и связанные с ней нормы как составные части процесса лечения.

Музыкальная терапия (Musiktherapie). Терапевтический метод, при ко­тором в качестве коммуникационной среды, способствующей излечению, ис­пользуется музыка. Наряду с пассивно-рецептивными формами ее терапевти­ческого применения в современной музыкальной терапии особенно интенсив­но используются активно-продуцирующие формы свободной импровизации. Терапевтический смысл метода состоит в том, что с его помощью осуществляется непосредственный доступ к эмоциям, в том, что музыкальные инструмен­ты, музыкальный лад и синхронность противостоящих друг другу структур повышают способность к символизации, а также в гармонизирующем воздей­ствии музыки, в возможности катарсиса и не в последнюю очередь в невербальной коммуникации между людьми. Наряду с преследующей конкретные цели обработкой бессознательных конфликтов терапия направлена также на стимулирование функций Эго и их слаженности, а также на улучшение соци­ального взаимодействия и коммуникации.

Нарциссизм (Narzißmus). Понимался Фрейдом как либидозная привязан­ность Эго (любовь к самому себе). Фрейд различал первичный и вторичный нарциссизм; первый он характеризовал как раннее состояние, в котором Эго целиком привязано к либидо, а второй - как возвращение отвлеченного от сво-

– 695 –

их объектных содержаний либидо к Эго. В психоанализе это понятие употреб­ляется в различных значениях: во-первых, как либидозная привязанность са­мости, далее как стадия развития, расположенная между автоэротизмом и лю­бовью к объекту, кроме того, как система регуляции, необходимая для сохране­ния безопасности, целостности и постоянства самости, а также для сохранения доверия к самому себе и хорошего психофизического самочувствия.

Нарциссическая потребность (Narzißtische Bedürftigkeit). Нацелена на безо­пасность, защиту от внешних раздражителей, на стабилизацию самости и чувства собственной ценности, короче говоря, на хорошее психофизическое самочувствия.

Невроз (Neurose). Группа психогенных нарушений, истоком которых явля­ются душевные конфликты, возникшие в связи с катастрофами и потрясения­ми раннего детства (утрата объекта, утрата любви, кастрация и вина) и изгнан­ные в бессознательное. Эти конфликты приводят к патологическим компро­миссным образованиям (компромисс между желанием и защитой), которые ведут либо к появлению симптомов (как символическому выражению конф­ликта), либо к формированию определенных черт характера и стереотипов по­ведения. В нозографическом отношении различаются депрессивные неврозы, навязчивые неврозы, истерии и фобии.

Невротический характер (Charakterneurose). Форма конфликтного невро­за, отличающегося от симптоматического невроза тем, что в этом случае пси­хопатологическое формирование компромиссов проявляется в форме черт ха­рактера и поведенческих стереотипов, которые также представляют собой определенную психосоциальную адаптацию.

Нейтральность (Neutralität). Основополагающая установка аналитика, в соответствии с которой он прилагает усилия, чтобы сохранять равную дистан­цию по отношению к Ид, Эго и Суперэго пациента, то есть избегать каких бы то ни было предпочтений при контакте с внутренним миром пациента.

Нормативное регулирование поведения (Normative Verhaltensregulierung). Осуществляемое в ходе работы в группах, подвергаемых психоаналитически-интеракциональной терапии, групповое действие, на которое следует обратить первостепенное внимание; при этом для того, чтобы при помощи структурной минимизации и правил свободной интеракции вызвать потребность в интраиндивидуальных и интерперсональных контактах, на уровне явно выраженного поведения «определяется» некоторая ситуация и «достигается соглашение» о соответствующих этой определенной ситуации нормах. Эти нормы учитывают те или иные доминантные патологические объектные отношения и связанные с ними ослабленные функции Эго пациентов.

Обращение к психотерапии (Inanspruchnahme von Psychotherapie). Коли­чество, доля людей, образующих определенную субгруппу населения в целом (клиентура), обратившихся во всеобщую систему здравоохранения с просьбой о предоставлении психотерапевтической помощи.

– 696 –

Обрыв диалога (Dialogbruch). Внезапное и, как правило, неожиданное для партнера прекращение диалога, состоящего из более или менее регулярного обмена репликами и настроенного на общую для собеседников тематику. Про­является в резкой смене тем, в моторной активности (например, хождении по комнате), в телесном изнеможении, в переносе внимания на другие предметы (например, взгляде на окно, хватании одного за другим находящихся в преде­лах досягаемости предметов). В большинстве случаев реакцией партнера явля­ется смущение, иногда - раздражение или чувство, что его покинули. В боль­шинстве случаев обрыв диалога сигнализирует о возникшей в результате взаи­модействия внутренней опасности, состоящей в том, что субъективно пережи­ваемая реальность сталкивается с внешней (столкновение идеализированного образа партнера по диалогу с его реальной личностью или идеализированного образа собственной самости с реальной самостью, которая воспринимается как лишенная ценности).

Общий диагноз (Gesamtdiagnose). Диагноз, в котором интегрируются все значимые социальные, психические и телесные данные.

Объект (Objekt). Средство, при помощи которого влечение пытается до­стичь своей цели, определенного типа удовлетворения. Объектом может быть как лицо, так и что-либо иное, например животное или вещь (частичный объект); он может быть реальным или продуктом фантазии. Далее, объект может быть предметом любви или ненависти; в таком случае речь идет об отношении к целостному объекту.

Объектное отношение (Objektbeziehung). Связанные с аффектами пред­ставления и фантазии по поводу отношения субъекта к своему объекту как к объекту удовлетворения определенного влечения (например, оральное объект­ное отношение). Кроме того, все внутренние модели отношения, оказываю­щие мотивационное воздействие на ориентацию субъекта и его управление своими действиями при контакте с реальным «миром объектов».

Отношение к болезни (Krankheitsverhalten). С одной стороны, характеристика психической реакции на ощущаемые симптомы болезни, а с другой - все действия индивида, направленные на то, чтобы объяснить установленную болезнь, способствовать необходимому лечению и внести свой вклад в выздоровление.

Отношение к здоровью (Gesundheitsverhalten). Характеристика вклада индивида в сохранение и повышение своего потенциала здоровья, Сюда отно­сятся все превентивные меры и такие модели поведения, которые могли бы способствовать раннему обнаружению болезней.

Отношения врач-пациент (Arzt-Patient-Beziehung). Абстрактно-нейтраль­ное обозначение для модели взаимодействия, возникающего между врачом и пациентом в каждом конкретном случае; эта модель формально и содержатель­но определяется структурными особенностями обоих участников взаимодей-

– 697 –

ствия, а следовательно, процессом их социализации. Врач готовится к своей роли в отношениях врач-пациент в ходе специальной подготовки, пациент по­лучает опыт общения с врачом, болезнью более или менее случайно. Кроме того, на отношения врач-пациент оказывает влияние непосредственное окру­жение обоих партнеров по взаимодействию (практика, клиника, общественная среда и социальное положение). О характере этих отношений см. также «Врач-лекарство».

Отождествление с агрессором (Identifizierung mit dem Angreifer). Опи­санный Анной Фрейд интеракционально функционирующий защитный ме­ханизм; характеризуется тем, что подвергшийся агрессии индивид отожде­ствляет себя или с агрессором в его враждебно-агрессивной функции и/или в признаках его личности, или/и с принадлежащими ему символами власти, одновременно экстернализируя собственное негативно оцениваемое чувство вины, которую он перекладывает на агрессора или какому-либо другому объек­ту. Понималось А. Фрейд как предварительная стадия формирования у ре­бенка Суперэго.

Парадигма (Paradigma). Введенное Куном понятие теории науки, обозна­чающее «господствующую научную модель».

Первое интервью аналитическое (Erstintervew, analytisches). Диагности­ческий метод, применяемый в психоанализе. Для него характерны особая пси­хоаналитическая познавательная установка и особая техника: умеренность и нейтральность, равномерно распределенное внимание, эмпатия, побуждение пациента к самостоятельному изображению, инсценировке бессознательных конфликтов, объектных отношений и способов их переработки в процессах переноса и контрпереноса, аналитическая дешифровка посредством опреде­ленных форм логического вывода.

Перенос (Übertragung). Возникающая в ситуации лечения иллюзия, кото­рая связана с каким-либо другим лицом и без ведома объекта повторяет в неко­торых признаках отношение к какой-то значительной фигуре собственного прошлого.

Пограничная ситуация (Grenzsituation). Критический момент в ходе пер­вого аналитического интервью, в котором в одной точке сходятся постоянно продвигающееся вперед преобразование материала, динамика сцены и пред­ставленное в форме вопросов терапевта достигнутое им истолкование, что при­водит к получению новой чрезвычайно важной информации.

Полный психосоматический уход за больным (Psychosomatische Grundversorgung). Оплачиваемая врачебными кассами работа врача, осуществ­ляемая в форме сбора биографического анамнеза, указаний пациенту по пово­ду метода расслабления и вербальных интервенций, целью которой среди про­чего является воздействие на невротические и психосоматические нарушения; используется преимущественно при первой врачебной помощи.

– 698 –

Правило свободного взаимодействия (интеракции) (Regel der freien Interaktion). Рекомендация, даваемая в начале терапии участникам психоанали­тически ориентированной группы, как можно более откровенно и не выбирая выражений высказываться (а в силу ограниченности речевой коммуникации использовать мимически-жестикуляционные способы выражения) в ходе груп­пового сеанса. В этом случае речь идет об адаптации правила свободной ассоциа­ции (основного правила индивидуального анализа) к работе в группе; соблю­дение этого правила должно содействовать включению в коммуникацию учас­тников группы, то есть в групповой процесс, производного отраженных защит­ными механизмами бессознательных содержаний.

Презентность (Präsenz). Основополагающая установка терапевта при пси­хоаналитически-интеракциональном лечении. Речь идет о всестороннем и ин­тенсивном наблюдении как за изменениями состояния пациента (проявляющи­мися в его мимике, жестикуляции, голосе, речи), так и за регистрируемыми терапевтом изменениями собственного внутреннего состояния (проявляющи­мися в телесных ощущениях, фантазиях, воспоминаниях, побуждениях к опре­деленным действиям и аффектах).

Преодоление болезни (Krankenheitsbewflltigung-Coping). Усилия пациен­та, направленные на то, чтобы посредством внутрипсихических или целена­правленных действий освободиться от действительных или ожидаемых тягот, вызываемых болезнью, освоиться с ними, сгладить и одолеть их.

Признание (Akzeptanz). Основополагающая установка терапевта при ин­теракциональном психоаналитическом процессе, в соответствии с которой он дает пациенту эмоциональное подтверждение его статуса и опирается при этом на чувство эмпатии, на сочувствие судьбе пациента и на возникающее вследствие этого сострадание.

Принцип «Интерпретация» (Prinzip «Deutung»). Включает в себя такие техники, как конфронтация, прояснение, толкование и проработка, которые направлены на раскрытие бессознательных и отраженных защитными меха­низмами содержаний и на воссоединение разорванных смысловых взаимосвя­зей; тем самым для сознания больного должен стать достижимым и понятным бессознательный патогенный конфликт, что должно открыть возможность для появления непатологических компромиссных образований.

Принцип «Ответ» (Prinzip «Antwort»). Форма вмешательства, применяе­мая при интеракциональном методе психоанализа. При помощи эмоционально убедительной реакции на обусловленное патологической моделью объектного отношения поведение пациента терапевт представляется ему как «другой»; тем самым в (псевдодиадическое) отношение, характеризуемое процессами инст­рументализации и слияния самости и объекта, он вводит «третий объект». При этом выражение аутентичного аффекта должно избираться таким образом, чтобы оно учитывало границы допустимого с точки зрения пациента.

– 699 –

Принцип принятия функции помощи Эго (Prinzip der Übernahme von Hilfs-Ich-Funktionen). Осуществляемое в ходе психоаналитически-интеракцио­нальных действий терапевтическое вмешательство, суть которого состоит в том, что терапевт эффективным в терапевтическом смысле способом сообщает па­циенту собственные реакции и рассуждения в отношении осознанного дефек­та функции Эго. Такое сообщение должно быть аутентичным по своему эмоци­ональному качеству и выполняться одновременно с указанием как на патоло­гическое отношение к (частичному) объекту, так и на связанный с этим дефи­цит функции Эго; это означает указание на действительно неадекватный ха­рактер отношения к (частичному) объекту, к которому устремлен пациент. При этом терапевт должен принять на себя функцию Эго по оценке реальности. Пациент должен ощущать, что терапевт по крайней мере на время отождеств­ляет себя с ним в его содержащейся в отношении к частичному объекту по­требности, как бы инфантильна она ни была, что он ведет себя понимающе-сочувственно, хотя, с другой стороны, убедительно отмежевывается от такого сочувствия. Такое вмешательство, или «ответ» терапевта как принятие им фун­кции помощи Эго, по своему эмоциональному содержанию должно быть спла­вом либидозного и агрессивного компонентов (с преобладанием либидозного), а следовательно, смесью признания и критики (с определенным преобладани­ем первого). Одновременно с этим должно быть сделано предложение нового объектного отношения, стимулирующего дальнейшее развитие ослабленных функций Эго и способного разбудить в пациенте чувство надежды и открыть ему некую новую перспективу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: