Особый подход к анализу психо-возрастного развития был предпринят Лоренсом Колбергом (1927-1987), американским психологом, изучавший проблему развития личности с точки зрения становления ее морально-нравственных ценностей. Главный вопрос, который им ставился – выяснить, как происходит усвоение детьми различных нравственных суждений и действий, а также на каких этапах возрастного развития это происходит.
Колберг изучал оценки и суждения детей и взрослых по поводу различных жизненных ситуаций, проблем, норм и правил. На основании их анализа он выделил 3 уровня развития морально-нравственных суждений человека, отражающих эту сторону его развития.
1. Преконвенциональный (доморальный) уровень. Моральность или аморальность суждений ребенка основывается главным образом на принципе выгоды, поступки оцениваются по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие, например, одобрение; плохо то, что причиняет неудовольствие, например, наказание. Оценки детей опираются на авторитет и власть тех, кто эти правила установил. В качестве морально оправданного действия рассматривается такое, которое способствует удовлетворению потребностей индивида и потребностей других людей одновременно. Отношения между людьми строятся на обменной основе: «ты — мне, я – тебе».
|
|
2. Конвенциональный уровень (принимающий норму) развития моральных суждений достигается тогда, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса, неформальной группы... Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, как истина в последней инстанции. Закон выполняется ради того, чтобы получить одобрение или избежать наказания, а не в силу ценности закона как такового. Эти правила могут быть достаточно всеобщи, но не выработанные самим ребенком, они принимаются как норма той человеческой общности, к которой ребенок себя относит.
3. Постконвенциональный (принципиальный или автономный) уровень. Человек пытается выяснить и установить для себя универсальные моральные ценности, которые верны независимо от того, какая группа людей их разделяет и проповедует, и независимо от того, каковы отношения данного индивида с соответствующей группой людей. Этот уровень достигается далеко не всегда даже взрослыми людьми, но принципиально доступен начиная с подросткового возраста, а точнее — с момента появления гипотетико-дедуктивного мышления. Этот уровень выработки личных нравственных принципов, которые могут совпадать, а могут и в чем-то отличаться от норм референтной группы. Выведенные самим человеком, эти принципы имеют, однако, общечеловеческую значимость и универсальность[15]. (Таков, например, нравственный императив: поступай с другим так, как бы ты хотел, чтобы он поступил с тобой).
|
|
В каждом из названных уровней развития моральных суждений выделяется несколько стадий, содержание которых представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Стадии развития моральных суждений по Колбергу[4]
Уровень | Стадия | Возраст (в гг.) | Основание морального выбора | Отношение человеку как к ценности |
Преконвенциональный | 0 - 2 | Делаю то, что мне приятно | ------ | |
2 – 3 | Подчиняюсь правилам, чтобы избежать наказания | Человек ценен настолько, насколько ценны предметы, которыми он владеет | ||
4 – 7 | Делаю то, за что меня хвалят, совершаю добрые поступки по принципу «ты-мне, я-тебе» | Ценность человека измеряется удовольствием, которое доставляет этот человек | ||
Конвенциональный | 7 – 10 | Поступаю так, чтобы избежать неодобрения и неприязни ближних, стремлюсь быть (слыть) «хорошим» | Ценность человека измеряется тем, насколько этот человек мне симпатизирует | |
10 – 12 | Поступаю так, чтобы избежать неодобрения моих авторитетов и чувства вины перед ними, выполняю свой долг, подчиняюсь правилам | Отношение к человеку как к неприкосновенной ценности с точки зрения морально-правовых и религиозных норм | ||
Постконвенциональный | 13 – 18 | Поступаю согласно собственным принципам, уважаю принципы других людей, стараюсь избежать самоосуждения | Человек ценен по факту своего рождения и с точки зрения права каждого на жизнь | |
После 18 | Поступаю согласно общечеловеческим, универсальным принципам нравственности | Жизнь рассматривается как священная с позиции уважения к уникальным возможностям каждого человека |
Колберг придерживался строгой последовательности стадий, но не настаивал на их строгой привязке к определенному возрасту. Он полагал, что стадии морального развития присущи детям, воспитывающимся в условиях самых разных культур.
Однако некоторые ученые полагают, что дети, у которых не сложилась способность к гипотетико-дедуктивному мышлению не могут достигнуть второй (конвенциональной) стадии развития моральных суждений. Как известно, даже не все взрослые (по данным самого Колберга) достигают этой стадии, поэтому необходимо не одно исследование для изучения фактических и потенциальных возможностей личности в развитии морально-нравственной сферы.
Тем ценнее сегодня оказывается теория и периодизация Л.Колберга, являющаяся одной из немногих попыток психологического изучения генезиса нравственного развития личности.