Барокко в священной римской империи

Барокко в Италии появилось в конце 16 века как часть контрреформации. После протестантской реформации прошлого века Римско-католическая церковь решила, что церковь должна стать местом необычайной красоты и украшений. Церковь стала заказывать картины, скульптуры и архитектуру, которые позже превратились в одно из самых великих направлений в мире — в барокко.

Главные особенности живописи барокко в Италии — реалистическое изображение человеческой фигуры, яркое использование цвета. Примеры этого можно увидеть в работах Караваджо, пожалуй, самого известного художника барокко в Италии. Самое потрясающее в живописи Караваджо — его использование светотени, экстремального контраста между светлым и темным. Во многих его картинах фигуры как будто появляются из полной темноты (черный фон), сами же они освещены поразительным, почти небесным светом, который исходит от светлой одежды и тела.

В Итальянской барочной скульптуре основное — группы человеческих фигур, движение и энергия в статических формах, использование мягкого белого мрамора, а также возможность рассматривать произведение с нескольких углов обзора. Самый известный скульптор барокко в Италии — Бернини. Его лучшая работа — «Экстаз Святой Терезы». Расположена она в церкви Рима Санта-Мария-делла-Витториа.

Лоренцо Бернини - «Экстаз святой терезы» 1645-1652 Караваджо - положение во гроб 1603

       
 
   

Когда Италия вступила в эпоху барокко, энергично начала обновляться архитектура. Характеристики барочной архитектуры — использование светотени, куполов, колоннад, взаимодействие объемов и пустоты и массивность. Широко применяется штукатурка. Один из первых примеров барокко в Италии — церковь Санта-Сусанна (см фото). И хотя всё ещё соблюдается классический дизайн, в структуре появляется игривость, что означает разрыв с традиционным стилем эпохи Возрождения.

В Риме, настоящей родине барокко, грандиозный, благородный, строгий ранний барокко, которому следует XVII век, в дальнейшем развитии постепенно уделяет место более радостным и легким формам. Границей его и Вельфлин считает 1630 г. Столбы и пилястры около этого времени снова начинают замещаться колоннами, которые сначала появляются на фасадах, выступая из стены лишь наполовину или на четверть, но затем быстро и свободно овладевают внутренностью. Величавое единство постройки, придающее ей пластичность, уступает место живописным делениям пространства с перспективными просветами и сокращениями. Мощные, простые фасады дворцов снова приобретают более богатое декоративное расчленение. Даже церковная центральная постройка, в раннем барокко уступившая место совершенно прямоугольному или овальному продолговатому зданию, снова возрождается. Но только теперь, после робких более ранних попыток, вертикальные стены, изогнутые внутрь и наружу, тоже приобретают подвижность форм, и любовь к пышности уже соединяется здесь местами с игривой прелестью, подготовляющей стиль рококо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: