Билет №27

1.Эволюция представлений о душе и духе.

Душа –сов-ть побуждений сознания(и вместе с тем и основа) живого сушества, особенно человека, антитеза понятий тела и материи. Научное понятие души – сов-ть тесно связанных с организмом психич. явлений, в частности чувств и стремлений. Результат наблюдений над душой изучает психология. До Нового времени для Ф. сущ-л вопрос, является ли душа- субстанцией. Др. представления: Душа- дыхание извне(вывод в процессе наблюдений над дыханием человека).+ кровь – носительница жизни. Переживание сна: душа сущ-т отдельно от тела. Душа понималась как субстанция, ей приписывались св-ва тончайшего вещества (досократическая ф.). Платон:душа нематериальна и предшествует сущ-ю. Ар-ль: только разумная душа(дух) способна отделиться от тела и быть бессмертной. Отцы церкви: Тертуллиан: душа- материальна; Августин: душа духовна. В христианстве: душа непространственная, нематериальная субстанция. Кант: аппеляция к нематер. принципу во имя разрешения вопроса о душе – удел ленивого разума. Душа- предмет внутреннего чувства в его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция. В совр.: душа – носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств микрокосма, которые сообщают его частям положения, важность, динамику. Дух (spiritus, pneuma -движущийся воздух, дуновение, дыхание.) Употребляемое в наст. время фил. понятие дух сложилось в период романтикии идеализма, особенно у Гегеля. Дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует деят-ть. Дух бывает трех видов: объективный, субъективный (личный, индивидуальный) и объективированный. Первый из них — везде и во всем (абсолютный дух Гегеля, содержащий в себе свойство Бога), или же является достоянием наций, народа (народов). Он выражен в языке, фольклоре, традициях, объективных ценностях. Субъективный, или человеческий дух формируется посредством духовной деятельности личности в координации с культурой. Это последнее, в свою очередь, есть объективизация субъективного Духа. Объективированный Дух содержит в себе элементы как субъективного, так и общего Духа. И это потому, что сам субъективный Дух неотделим от объективного. Объективированный Дух — это единство, заключающее в себе два духа, и вместе с тем новая действительность с присущими ей чертами. Согласно В. Дильтею, Дух является универсальным феноменом, придающим различным людям и выражениям всеобщность и делающим их понятными. Культурные творения, украшающие историю человечества, являются объективизацией Духа. Душа — чисто индивидуальный феномен, в духовных творениях выражено все то, что объединяет людей.

2.Общая характеристика личности и творчества А.Швейцера

Создана концепция благоговения перед жизнью. В 30 лет уезжает в Африку, где на свои $ открывает госпиталь. Истину – благоговение перед жизнью. Чел даже в бесчеловечную эпоху может оставаться человеком, мог противостоять хаосу бытия. Особенности личности: своеволие – способность воли быть достаточной причиной своих действий, должен иметь достаточно усилий, чтобы принять решение, индивидуализм – проявление особой меры ответственности, должен делать то, за что он может взять свою ответственность., рационализм – быть самостоятельным, независимым, своевольным, индивидуальным, разум дан чел чтобы не только подчиняться приказам, но и самому принимать решения, подвижничество – служение людям, непосредственное и деятельное. Только врачебная деятельность поможет стать личностью, рыцарем милосердия. В своей жизни соединил 2 противоположных начала: самоутверждение, самоотречение. Анализ кризиса европ культуры: осн проявление – господство материального над духовным, общества над человеком. В культуре кризис мировоззрения – утратилась связь мд жизнеутверждающим и этическим идеалом. Культура утратила главное предназначение она должна способствовать духовному и нравственному возвышению человека. Когда чел думает о себе и о своем месте в мире, то он утверждает себя, как воля к жизни. Отрицание воли к жизни ведет к самоуничтожению, самоубийству. Чел, к. Думает у него воля к жизни согласована с его деятельностью, он преклоняется перед жизнью, следовательно мыслящий чел – этическая личность. Добро - то, что служит развитию жизни. Этично то, что признает жизнь. Каждый чел в своей деятельности должен руководствоваться практическими соображениями. Нельзя судить др чел-ка. Человек может судить только самого себя, прощать надо тихо и незаметно.

3.Философские основания деонтологической теории.

Кант считал, что обоснование нравственности на основе запросов каких-то ситуаций, обстоятельств, интересов групп разрушает фундамент нравственности. Его учение о долге – деонтология – концентрируется вокруг понятия личности как высшей ценности. И.Кант, строя свою этическую концепцию, опи­рался на принцип.позаимствованный им у Руссо, что всякая личность – самоцель и не может быть средством, даже если речь идет об осуществлении высшего блага. Для обоснования своей деонтологии И.Кант использует уникальные философские средства, такие как: моральный ригоризм, который означает что нравственными признаются лишь поступки, совершенные по мотивам Долга; стоическая верность общегуманистическим идеалам; безусловное уважение к достоинству личности; провозглашение конституционно-политической власти.

Соответственно, Долг, который Кант так высоко ставит и так решительно противопоставляет склонности к исчислению выгод, с самого начала содержит измерение личностной независимости. Он считает, что моральные требования не сводимы к Удовольствию, Пользе и Выгоде.

Деонтология— учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом в своей работе «Деонтология, или наука о морали» для обозначения теории нравственности как науки о морали. Основы деонтологии в отечественной медицине заложил заслуженный советский онколог Н. Н. Петров.

Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом.

Главные вопросы медицинской деонтологии — это эвтаназия, а также неизбежная смерть пациента.

Медицинская деонтология включает в себя:

1.Вопросы соблюдения врачебной тайны

2.Меры ответственности за жизнь и здоровье больных

3.Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе

4.Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками

5.Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации:

интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны;

интимная связь с бывшим пациентом может в определенных ситуациях признаваться неэтичной;

вопрос об интимных отношениях между врачом и пациентом следует включить в программу обучения всех медицинских работников;

врачи должны непременно докладывать о нарушении врачебной этики своими коллегами.

Билет №28
1. Сущностные ступени псих развития

Развитие душевной жизни (психогенезис) иссл-ся как психогенетически, так и онтологически- детской психологией, психологией народов, зоопсихологией, исследованием доисторич. и историч. развития души занимается психология развития. Но и философия, как всеобъемлющая наука, стремящаяся объяснить и разъяснить многие вещи, предлагает свои сущностные ступени псих. развития. По Шеллеру:1 ступенью явл-ся чувств. порыв, свойственный любому живому существу, душе.;2 – инстинкт, обеспечивающий смысловое поведение, определённый ритм жизни, реакцию на типично повторяющиеся ситуации, значимые для видовой жизни как таковой. Инстинкты прирождённы и наследственны, явл-ся поведением, независимым от числа проб, кот. делает животное(«изначально готовое» поведение); 3 – привычное поведение(ассоциативная память, «мнеме»), благоприобретённо, форм-ся на основе проб и ошибок, значимо для каждого индивидуума в отдельности, целесообразно, форм-ся но основе механизма условного рефлекса. 4- практический интеллект,как способность заранее предвидеть результаты своей деят-ти, деятельность на опережение, проявляется в способности обобщить жизненный опыт.
2. Специфика морального сознания

В современном значении мораль – это исторически сложившаяся система взглядов, правил, норм – запретов, идеалов, которыми люди руководствуются в своем поведении, во взаимоотношениях друг с другом. Мораль регулирует отношения людей в любой сфере жизнедеятельности общества.

Нравственность – это практическая мораль (совокупность нравов, обычаев в поведении, в отношениях между людьми), она характеризует реальное поведение людей с точки зрения соответствия нормам морали. Мораль проявляется в нравственности. Нравственное сознание – это совокупность определённых чувств, воли, норм, принципов, идей, через которые субъект отражает мир ценностей добра и зла. В нравственном сознании обычно выделяют два уровня: психологический и идеологический. При этом необходимо сразу же выделить различные виды нравственного сознания: оно может быть индивидуальным, групповым, общественным.
3. Проблемы мед этики в нач ХIХ-ХХвв

Мед этика – совокупность норм поведений и морали мед работников. 1964 г. Биоэтика, соединила биологические знания и человеческие ценности. Новые технологии поставили? об этичности, этическая экспертиза не останавливает развитие науки, а ограничивает человеческими гуманными рамками. Основные принципы: 1.признание ценности человеческой жизни, 2автономия личности каждый сам должен решать что с ним можно делать, 3 право на полную правдивую информацию о диагнозе, прогнозе, методах диагностики и лечения, осложнениях,4 добровольное осознанное информированное согласие на мед вмешательство, 5конфиденциальность, 6 не навреди, 7 социальная справедливость. Проблемы: взаимоотношение врача и пациента, права пациента, ответственность за исход лечения должен разделить врач и больной; медико-биологическая экспертиза над чел; право на жизнь, аборт, контрацепция, стерилизация; новые репродуктивные технологии; право на смерть, эвтаназия; генетика и генные технологии; психиатрия и права чел; моральные проблемы СПИДа; межпроф взаимоотношения в мед. Отличие от мед этики: мед этика обсуждалась внутри мед коллектива, биоэтика всегда интересуется мнением населения. Во второй половине ХХ века в эпоху биотехнологической революции острота современного звучания этических проблем изучения человека привели к формированию биоэтики, вокруг которой сконцентрировались социально-этические проблемы изучения человека. В этой связи для философии актуально переосмысление категориального видения человека в мире с учетом реального места, которое начинает занимать проблема манипулирования жизнью и смертью в бытийных основаниях личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: