Межбюджетные отношения – взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Межбюджетные отношения в РФ основываются на пяти основных принципах:
1) самостоятельность бюджетов разных уровней.
2) разграничение расходных обязательств между органами государственной власти и управления различных уровней;
3) соответствие объема расходных обязательств, возложенных на каждый уровень государственной власти и управления, доходным полномочиям;
4) наличие формализованного механизма корректировки дисбаланса между расходными обязательствами и доходными полномочиями каждого уровня власти;
5) наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями органов государственной власти и управления.
Этапы формирования:
|
|
1. 1991-1993 гг. – создание новой бюджетной системы страны, формирование основ межбюджетных отношений.
2. 1994-1998 гг. – снижение роли государственного регулирования экономики, преодоления кризиса межбюджетных отношений.
3. 1999-2001 гг. – расширение налоговых полномочий.
4. 2002-2005 гг. – упорядочение бюджетного устройства РФ, четкое разграничение расходных полномочий, четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников, формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов.
5. 2006-2008 гг. – укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ, создание стимулов для увеличения поступлений доходов, улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами, повышение прозрачности региональных и местных финансов.
6. 2009-2013 гг. – создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом в субъектах РФ и муниципальных образованиях, корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам власти, совершенствование системы и разграничения расходных обязательств, дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.
Формы оказания прямой финансовой поддержки:
1. Субвенция — фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджетов. Субвенция имеет две особенности. Во-первых, она используется в течение оговоренного срока, при просрочке субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу. Во-вторых, ее используют для выполнения конкретных целей.
|
|
2. Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов.
3. Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
4. Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.
5. Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.
Цель межбюджетных отношений — создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.
Бюджетный федерализм — распределение денежных доходов и расходов страны между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и муниципальными бюджетами с учетом источников поступлений средств и расходов для удовлетворения потребностей федерального, субфедерального и муниципального уровней.
Основными принципами бюджетного федерализма являются: равноправие всех субъектов федерации в их финансовых отношениях с центром; разграничение сфер финансовой деятельности и ответственности между центром и субъектами федерации; самостоятельность бюджетов различных уровней.
В настоящее время в России используется несколько инструментов для бюджетного выравнивания финансовой обеспеченности субъектов РФ:
1. Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации – образован в 1994 г.
2. Федеральный фонд компенсаций – образован в 2001 г.
3. Федеральный фонд софинансирования социальных расходов – образован в 2002 г.
4. Федеральный фонд регионального развития – образован в 2001 г.
5. Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов – образован в 2001 г.