Объемно-каркасные декорации

К объемно-каркасным декорациям относятся объемные или полуобъемные изделия, построенные на основе деревянных или металлических каркасов, облицованных фанерой, холстом и другими материалами. К декорациям этого типа принадлежат колонны, карнизы, стволы деревьев, тумбы и пр.

Колонны собираются из деревянных кружал, соединенных ‘продольными брусками.

Вертикальные соединительные бруски сечением 2,5×3 или 2,5×4 см врезаются заподлицо с поперечными кружалами. Снаружи каркас обшивается фанерой. Расстояние между кружалами определяется размером стандартного листа фанеры (150×150 см). Для большей прочности каркаса и точного формообразования тела колонны между кружалами, находящимися на стыке фанерных листов, заводятся промежуточные. Таким образом, в среднем расстояние между отдельными кружалами составляет 75 см. Для обшивки колонн небольшого диаметра фанеру предварительно размягчают распариванием. Стыки обшивки зачищаются, шпаклюются и оклеиваются полосками бумаги или пластиковой лентой.

База колонны изготавливается на легком реечном каркасе с фанерной зашивкой видимых частей. В большинстве случаев база прикрепляется к колонне намертво. Капитель лепится способом папье-маше, вырезается из пенопласта и монтируется на жесткой основе.

После завершения столярных работ колонна оклеивается холстом или плотными отбельными тканями — палаткой, тиком и др. Оклеенная и хорошо просушенная колонна грунтуется и окрашивается клеевой и масляной красками или покрывается нитролаками.

Полуобъемные колонны небольшого диаметра имеют упрощенную конструкцию. К основной раме прибиваются деревянные полукружья с врезанным центральным бруском. Обшивка и обработка этих колонн аналогична колоннам полного объема.

Колонны прямоугольного сечения составляются из двух плоских рамок, соединенных между собой поперечными брусками. Стыковые соединения укрепляются фанерными косынками. Трехсторонняя фанерная обшивка окончательно скрепляет конструкцию. Верхние и нижние профили набираются из калеванных брусков разного сечения, а в случае больших объемов делаются в виде коробок из тонких брусков и фанеры.

К карнизам колонны обычно крепятся деревянными штырями, входящими в пазы нижней плоскости карниза. Иногда для большей прочности в штыре прорезается прямоугольное отверстие, в которое вставляется деревянный клин. Пилястры монтируются к стенке павильона обычной веревкой. Конец веревки, прикрепленной к среднику пилястры выше центра ее тяжести, пропускается через отверстие, вырезанное в холсте и в специально установленном для этого бруске стенки, а затем завязывается за ручник. Края прорезанного холста подшиваются или прибиваются гвоздями к установочному.

В тех случаях, когда верх колонны скрывается за падугой и ее капитель не видна, она может изготавливаться по бескаркасной системе. Мягкая бескаркасная колонна состоит из двух кружал, соединенных между собой куском отбельной бязи.

Кружала склеиваются из отдельных лекал толщиной не менее 2,5 см и обшиваются с двух сторон фанерой. К нижнему кружалу прикрепляются три металлические лапки для крепления колонны к планшету, а к верхнему — крестовина из прочных брусков. К концам крестовины привязываются веревочные стропы, которые на высоте 1—1,5 м переходят в один натяжной канат.

По окружности обоих кружал набивается полотнище ткани, длина которого равна высоте колонны, а ширина — длине ее окружности. Поскольку при установке колонны ткань натягивается с очень большим усилием и может оторваться от кружал, она закрепляется фанерными полосками. При монтировке колонны нижнее кружало прочно прибивается к планшету, а натяжной канат пропускается через блок, установленный на колосниках. Если в результате натяжки в середине колонны оказывается заметное сужение ткани, то в это место заводится дополнительное кружало, прикрепляемое к полоске ткани, пришитой изнутри колонны.

Деревья с крупными стволами также имеют каркасную основу, но, в отличие от колонн, их кружала не одинаковы как по форме, так и по диаметру.

Изготовление дерева, как и всех декораций, начинают с вычерчивания мелом на полу мастерской его точного контура в натуральную величину. В шаблоне определяются количество кружал, места их расстановки и характер рисунка. Большей частью невидимая сторона ствола делается плоской, что облегчает построение каркаса. По размерам и рисунку этой части собирается плоская рама, составленная из криволинейных лекал. К этой основной раме через установочные бруски крепятся все промежуточные кружала. Нижнее кружало, служащее опорой и местом прикрепления ствола к планшету, часто сколачивается из сплошных досок. Остальные, в зависимости от размеров, могут быть сплошными и кольцеобразными. По окружности кружал выпиливаются пазы, в которые входят рейки, образующие форму ствола. Крупные ответвления, сучки для сохранения приемлемых габаритов делаются отдельно. Они монтируются к стволу на шипах с винтовыми зажимами.

Фактурная обработка дерева заключается в обивке каркаса картоном и оклейке холстом. Каркас особо прочного ствола оплетается узкими полосками фанеры. В зависимости от породы дерева холщовая оклейка производится гладко или складками, идущими по продольной оси ствола. Для сохранения фактуры холст должен быть хорошо смочен клеем. В крупноструктурных фактурах под холст подклеиваются комки пропитанной клеем бумаги или обрезки пенопластов. Березовые стволы оклеиваются тиком и фактурятся наклейкой медицинского лигнина в сочетании с полосками белого атласа и черного бархата.

Каркасы деревьев, сваренные из стальных тонкостенных труб, переплетаются проволокой, продетой сквозь ряд отверстий в трубках, или затягиваются металлической сеткой. Сформированная таким образом поверхность покрывается проклеенным толевым срывом (тонким упаковочным картоном) или куском плотной бумаги. Проклеенной бумажной массой создаются крупные неровности коры и утолщения дерева у комля. Бумажная облицовка сверху заклеивается холстом. В случае гладкой обтяжки каркаса, его трубы предварительно обматываются полосками тонкой ткани. Матерчатое покрытие труб облегчает процесс закрепления тканевого покрытия.

Мягкие бескаркасные деревья изготавливаются по принципу мягких колонн. Но чехлы с аппликацией трудно поддаются натяжке, не позволяют монтировать сучки и ветки. Этот тип деревьев в театральной практике встречается довольно редко.

Карнизы простого профиля выполняются из рамки, зашитой фанерой, поверх которой набиваются бруски различного сечения.

Сложные карнизы и антаблементы строятся на деревянных или трубчатых каркасах с выкладкой сплошных или коробчатых профилей. Стенные карнизы состоят из рамы с поперечными лекалами, вырезанными по заданному профилю. Через пазы лекал пропускаются продольные бруски и рейки разного сечения, образующие основной каркас карниза. По этому же принципу строятся и антаблементы. Для облегчения конструкции вертикальная плоскость антаблемента может быть обтянута холстом. Нижняя горизонтальная плоскость зашивается фанерой. Чаще всего она прибивается к вертикальной стенке намертво или навешивается на расшпильных петлях (см. рис. 99). Конструктивной связью между обеими частями служат деревянные подкосы или угольники. Обшивка каркаса карниза и профилированных частей антаблементов производится тонкой фанерой и картоном с последующей обклейкой плотной тканью. Рельефные орнаменты, резные изображения на метопах выполняются способом папье-маше или режутся из пенопласта. Лепнина наклеивается и прибивается на фанерную обшивку после оклейки карниза. В целях облегчения веса часть продольных тяг может быть выполнена из жесткого пенопласта с последующей оклейкой пропитанной огнезащитным составом тканью, а сложные рельефы формуются из термопластических пленок.

Монтировка карнизов на стенках производится металлическими крюками и подъемными веревками. Подъемные веревки крепятся к верхней точке карниза, так, чтобы узел крепления находился внутри конструкции и не препятствовал плотному прилеганию карниза к стене. Веревки перекидываются через верх стенки, а при тяжелых карнизах пропускаются через блоки, установленные под верхним бруском обвязки рамки. После установки карниза на место веревки привязываются к ручникам стенок.

Прочие объемно-каркасные декорации — печи, тумбы, бревна и т. д. — строятся по вышеуказанным принципам. Круглые печи, как и колонны, собираются из кружал, соединенных вертикальными брусками с фанерной обшивкой. Стыки фанерных листов маскируются поясками из полукруглых штапиков, для чего в этих реечках с обратной стороны через каждые 2—3 см делаются неглубокие пропилы. Верхние и нижние утолщения образуют дощатые ребра, прибитые к кружалам и обшитые фанерными полосами. За вырезом топки помещается фанерный ящик, в котором располагаются приборы, имитирующие пламя. Прямоугольные печи и камины тоже строятся на деревянных каркасах, обшитых фанерой. В кафельных печах фанера расчерчивается по размерам кафельной кладки, и по этим линиям прорезаются неглубокие бороздки, имитирующие щели между отдельными плитками. Гораздо больший эффект производят тонкие плитки пенопласта, оклеенные марлей. После нанесения гонкого слоя левкаса поверхность плиток покрывается эмалью или нитролаками с добавлением соответствующего красителя. Медные части изготавливаются из тонкой листовой латуни либо имитируются точеными из дерева или пенопласта деталями, окрашенными бронзой, разведенной на масляном лаке, нитролаке, эмульсии ПВА.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: