I подход к опр-ю «регионализма». Регионализм – это стратегия регионал. элит, направленная на расширение ими своих прав (движение «снизу»). Это процесс самоструктурирования общества, полит. и экономич. мобилизации регионов. Регионализм отвечает социальной стратификации общества и направлен на извлечение преимуществ из естественного территориального деления совр-х обществ. Если в качестве цели выдвигается расширение полит. прав, достижение полит. автономии, то можно гоаорить о регионализме политическом, отвечающем регионал. стратификации полит. пространства. Помимо прочего, регионализм настроен на сглаживание контрастов между централ. и периферийными регионами, выполняя, таким образом, стабилизирующую функцию. Важно подчеркнуть, что процесс регионализма не тождественен сепаратизму. Рег-зм в отличие от сепаратизма нейтрален и не несёт в себе деструктивный потенциал. Рег-зм, достигая своих крайних проявлений, может переходить в сепаратизм, но в этом случае он приобретает новое качество., следовательно и именоваться процесс должен не рег-змом, но сепаратизмом.
|
|
Рег-зм может интерпретироваться по-разному. Так, очевидно, что необходимо проводить границу между рег-змом как внешнеполит. курсом или даже совок-тью полит. курсов, рег-змом как идеологией госуд.вмешательства, и рег-змом как экономико-полит. сотрудничеством госуд-в, образующих регионал. союзы или группировки. Такое понимание регионализма доминировало в первые послевоенные десятилетия. В этом случае речь идёт о регионал. экономич. интеграции, рассматриваемой одновременно и как состояние, и как процесс, а рег-зм ассоциируется с протекционизмом в международ. торговый.
Х.Ю. Пуле о рег-зме: «Все типы рег-змов объединяет то, что они представляют стремления, движения, орг-ции населения и с помощью полит. мобилизации, орг-ции, давления и даже насилия стараются подчинить силу и волю региона «в пику» госуд-ва и централ. власти. Как правило, регионалисты требуют свободы самоопределения, самоуправления, институциональной децентрализации, включая децентр-цию бюрократии, а также опр-х привилегий, ну и конечно, уважения традиц. Культуры и своеобразных институтов».
Т. Хёглин о рег-зме: «Рег-зм принимает вид протестного движения против политико-административной и социоэкономич. централ-ции. Не так важно, является ли его целью социокультурная автономия, полит. федерализм или крайний сепаратизм…»
II подход к опр-ю «регионализма». Рег-зм – это разнообразие регионал. ландшафтов на территории национал. госуд-ва или наднационал. объединения. В этом случае его следует понимать как регионал. дифференциацию.
|
|
«Старый» и «новый» регионализм. Профессор Бьорн Хеттне предлагает следующую классификацию этих отличий:
Старый регионализм | Новый регионализм |
Существовал в условиях биополярности | Развивается как современная версия многополярности |
Формировался в значительной степени "сверху", под контролем двух конкурирующих сверхдержав | Формируется «снизу», т.е. процесс современной регионализации содержит элементы спонтанности и автономии его акторов |
Носил протекционистский характер | Стремится к реализации идей «открытого регионализма», совместимого с экономической взаимозависимостью |
Как правило, четко ориентировался на решение либо экономических проблем, либо проблем безопасности | Более многомерен, поскольку включает в себя торгово-финансовое, экологическое, социально-политические и иные измерения |
Включал в себя исключительно отношения между суверенными государствами | Предпологает участие негосударственных и субнациональных акторов |
«Нисходящий рег-зм» М. Китинга и концепция «Европы регионов» 1980-х гг. «Нисходящий рег-зм – это некий рег-зм, который понимается через понятие игры с нулевой суммой, в которой каждый может выиграть: депрессивные регионы за счёт роста, развитые регионы за счёт снятия нагрузки, национал. экономика за счёт увеличения производительности и увеличения инфляционного движения. Он также помогает центр. правит-ву, периферийным территориям усилить национал. единство».
Типология рег-змов по П. Шмиту-Эгнеру: 1) старый (проявление этнонационализма, бельгийская Фландрия); 2) новый (требования децентр-ции, деволюция в Великобритании); 3) постмодернистский (экономич. конкуренция и «обучающиеся регионы»); 4) транснациональный (межрегиональное + трансграничное сотрудничество); 5) межгосударственный (ВТО, НАТО, ЕС).
«Жёсткий» и «мягкий» рег-змы по А. Макарычеву.
Вектор направлен сверху вниз, но инициатива принадлежит госуд-ву | Формируется прежде всего на низовом уровне |
Содержит неизбежные элементы стандартизации и иерархии | Оставляет простор для автономии и многообразия |
Предполагает в той или иной форме «вертикаль» власти | Основан на горизонтальных формах взаимодействия |
Основан на «натуралистической» интерпретации феномена региона | Речь идёт об идентичности, о «культурных мирах» |
Находится в ведении дипломатических служб, под контролем административного аппарата | Продукт деят-ти НКО, «региональных сетей» |
Лидеры процесса регион.строительства контролируют аутсайдеров | Лидеры влияют на поведение более слабых акторов |
Основные принципы: суверенитет и следование государственным интересам | Принцип децентрализации |
Отношения между акторами носят формализованный характер | Отношения носят неформальный характер |
Продукт эпохи модерна | Продукт постмодернизма |
Акторами лидеры региональных процессов используются для обоснования своих собственных интересов | Курс на сотрудничество между ними |
Традиции методологии реализма | Традиции методологии конструктивизма |