Развитие рынка социальных услуг

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 04 ноября 2014 г. № 705 с 1 января 2015 года в перечень направлений для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности включено содействие развитию конкуренции на основе стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, в том числе в области негосударственного сектора дошкольного образования.

Данное решение связано в том числе с тем, что до настоящего времени сохраняется проблема обеспечения детей в возрасте от 3 до 7 лет доступным и качественным дошкольным образованием. По информации Минобрнауки России, по состоянию на 1 декабря 2014 года не обеспечено местами в детских садах 412 230 детей.

Вместе с тем, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) значительно расширил число участников образовательного процесса, имеющих право оказывать лицензированные услуги дошкольного образования. Впервые такую возможность получили субъекты малого и среднего предпринимательства - коммерческие организации, индивидуальные предприниматели в жилых и нежилых помещениях.

Однако, несмотря на то, что Федеральный закон № 273-ФЗ вступил в силу с 1 сентября 2013 года, по данным Росстата доля негосударственных поставщиков услуг дошкольного образования в 2014 году составила около 1%.

Такое положение дел объясняется недостаточностью принимаемых мер как на региональном, так и на федеральном уровне.

В ряде регионов Российской федерации (Белгородская, Самарская, Московская области, Хабаровский край) в течение последних лет были реализованы системные меры поддержки негосударственного сектора дошкольного образования. Это позволило в среднем увеличить долю негосударственного сектора до 3%, и включить негосударственных поставщиков услуг дошкольного образования в решение вопроса ликвидации очереди в детские сады. Необходимо обобщить данный опыт и обеспечить его внедрение в регионах с низким охватом детей дошкольным образованием.

Однако для реализации возможностей развития негосударственного сектора дошкольного образования, заложенных в федеральном законе, необходимо урегулировать ряд законодательных проблем федерального уровня.

Большой интерес со стороны индивидуальных предпринимателей вызывает возможность открывать негосударственные детские сады в жилом секторе, особенно в при масштабном коттеджном строительстве. Данный вариант дошкольного образования позволяет приблизить возможность получать качественное дошкольное образование к непосредственному месту проживания ребенка. Наиболее рентабельной для индивидуального предпринимателя является сетевая форма предоставления услуг. Поэтому негосударственные поставщики услуг готовы организовать реализацию дошкольного образования не только в собственных, но и в арендованных жилых помещениях с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Жилищного Кодекса Российской Федерации допускается использование жилого помещения для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности проживающим в нем на законных основаниях гражданам. Данная формулировка сдерживает возможности сектора, не позволяя организовывать негосударственные детские сады на арендованных площадях. Предлагается распространить действие указанного пункта Жилищного Кодекса Российской Федерации не только на проживающих в данном помещении, но и на находящихся в нем на законных основаниях гражданах.

Еще одна проблема, требующая оперативного решения, связана с особенностями применения активно развивающейся с 1 января 2013 года патентной системы налогообложения. В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155, образовательная услуга по реализации программ дошкольного образования реализуется вместе с услугой по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. Однако пункт 16 статьи 346.43. Налогового Кодекса Российской Федерации предусматривает применение патентной системы только к осуществлению присмотра и ухода за детьми. В результате индивидуальный предприниматель вынужден по разным видам деятельности применять различные системы налогообложения, что в значительной степени необоснованно увеличивает налоговую нагрузку на индивидуального предпринимателя и затрудняет его деятельность. В результате индивидуальные предприниматели по факту занимаясь образовательной деятельностью вынуждены её маскировать и продолжать оставаться в «теневом» секторе экономики, а качество предоставляемых услуг детям уходит из-под контроля государства. Включение в перечень видов деятельности, на которые распространяется патентная система налогообложения, дошкольного образования данную проблему снимает, и становится, в том числе, стимулирующим фактором предоставления лицензированных услуг дошкольного образования.

Проблемой остается отсутствие законодательно установленного статуса: социальное предпринимательство в России существует в различных организационно-правовых формах коммерческих организаций, а также в форме социально ориентированных некоммерческих организаций, что приводит к сложностям применения налоговых льгот, а также получения адресной государственной поддержки предпринимателями, осуществляющими деятельность, направленную на решение социальных проблем.

В целях устранения указанных проблем, для обеспечения полноценного законодательного регулирования социального предпринимательства и благотворительной деятельности целесообразно внести изменения в Федеральные законы от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в части установления критериев отнесения деятельности, осуществляемой хозяйствующими субъектами, к социальному предпринимательству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: