Смягчение банковского регулирования в целях расширения возможностей кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства

В условия введения ограничительных политических и экономических санкций, а также в целях смягчения последствий волатильности курса рубля, Банком России предпринят ряд мер, направленных на поддержку банковского сектора и расширение возможностей кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.

1. Уточнение подход к формированию резервов на возможные потери

Положением Банка России от 26.03.2014 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по судной и приравненной к ней задолженности» предусмотрена возможность:

- включать в портфели однородных ссуд ссуду, предоставленную субъекту малого и среднего предпринимательства, размеров до 5 млн. рублей при оценке финансового положения как среднее (ранее до 1 млн. рублей);

- не исключать из портфеля однородных ссуд ссуды до 5 млн. рублей, предоставленные субъектам малого и среднего предпринимательства при ухудшении финансового положения заемщиков до среднего или плохого (ранее до 1 млн. рублей).

Кроме того, с 1 года до 2 лет увеличен срок, в течение которого кредитная организация вправе:

- не увеличивать размер фактически сформированного резерва по ссудам, предоставленным заемщикам, финансовое положение и (или) качество обслуживания долга и (или) качество обеспечения по ссудам которых ухудшилось вследствие возникновения чрезвычайной ситуации;

- не формировать резервы на возможные потери по кредитам, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на реализацию инвестиционных проектов, сохранив при этом существующие минимальные требования к размерам резервов, установленные в зависимости от количества лет отсутствия платежей по кредитам либо поступающих в незначительных размерах.

Кредитные организации вправе не осуществлять процедуру оценки деятельности заёмщика на предмет ее реальности в отношении:

- ссуд, предоставленных заемщикам – юридическим лицом (группе вязанных заемщиков), в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства, величина которых не превышает 0,1% величины собственных средств (капитала) кредитной организации, но не более 10 млн. рублей;

- ссуд, представленных индивидуальным предпринимателям.

Предусмотрено использование поручительств гарантийных фондов как механизма снижения кредитного риска.

В целях уточнения требований по формированию резервов на возможные потери по ссудам к обеспечению 1 категории качества отнесены:

- договоры страхования страхового агентства ЭКСАР;

- банковские гарантии акционерного общества «Небанковская депозитно-кредитная организации «Агентство кредитных гарантий».

Изданы следующие письма Банка России:

- от 18.12.2014 № 209-Т, предоставляющее возможность кредитным организациям на основании решения уполномоченного органа управления(органа) кредитной организации не ухудшать оценку качества обслуживания долга вне зависимости от оценки финансового положения заёмщиков по реструктурированным ссудам;

- от 18.12.2014 № 210-Т, предоставляющее кредитным организациям возможность принимать решения о не ухудшении оценки финансового положения заемщика (контрагента), если данное ухудшение обусловлено введением отдельными зарубежными государствами ограничительных политических и экономических мер;

- от 18.12.2014 № 211-Т, предоставляющее кредитным организациям право до 1 июля 2015 года операции в иностранной валюте, отраженные на балансовых и внебалансовых счетах по 31 декабря 2014 года, включать в расчет обязательных нормативов по официальному курсу иностранной валюты по отношению к рублю, установленному Банком России по состоянию на 1 октября 2014 года.

2. Изменены обязательные нормативы для банков

В соответствии с Инструкцией Банка России от 03.12.2012 № 139-И «Об обязательных нормативах банков» в отношении ссуд, предоставленных малым и средним предприятиям, не предусмотрено применение повышенных коэффициентов риска (показатель ПК) в целях расчета нормативов достаточности капитала банка:

- если величина ссуд (совокупные величина ссуд) не превышает 0,1% величины собственных средств (капитала) банка, но не более 5 млн. рублей;

- если ссуды направлены данной категорией заемщиков на покупку недвижимости (включая землю), если величина ссуды не превышает 100 млн. рублей.

Кроме того, в целях расчет обязательных нормативов кредиты, обсеченные договором страхования ЭКСАР, имеют коэффициенты риска 20% или 50% в зависимости от валюты кредита при общем коэффициенте риска по банковским кредитам в 100%.

3. Разработаны механизмы восстановления расчетов предприятий из числа субъектов малого и среднего предпринимательства в случае банкротства банков или отзыва лицензий на осуществление банковской деятельности

В декабре 2013 года ОАО «МСП Банк» при содействии Банка России реализована пилотная программа восстановления расчетов для организаций малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей Калининградской области, которой предусматривается предоставление кредитов на льготных условиях субъектам малого и среднего предпринимательства Калининградской области, имевших денежные средства на счетах в банках, лицензии у которых были отозваны. По итогам реализации пилотной программы в июне 2014 года Банком России была одобрена новая Концепция кредитного продукта «МСП-Стабильность», предусматривающая расширение условий кредитования, а также распространение действия программы на иные субъекты Российской Федерации.

В числе дальнейших мер по минимизации негативных последствий, возникших вследствие повышения ключевой ставки и ставок банковских кредитов, необходимо:

1) В целях нивелирования негативных последствий повышения ключевой ставки Банка России:

- разработать график выравнивания ставки рефинансирования и ключевой ставки;

- принять специальные меры, направленные на стимулирование банков к сохранению процентной ставки по ранее выданным кредитам, в том числе увязывающие участие банков в системе рефинансирования;

- предоставить рефинансирование банкам под кредитование инвестиционных проектов, начатых до повышения ключевой ставки, по действующей ставки рефинансирования.

2) В целях ликвидации у предприятий и банков текущих проблем с ликвидностью и стимулирования кредитования реального сектора экономики:

- проработать вопрос планомерного снижения ключевой ставки в целях стимулирования инвестиционных проектов;

- расширить возможностей использования простых векселей в целях привлечения банками денежных средств на цели кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;

- предоставить банкам, не вошедшим в «список на докапитализацию», дополнительное рефинансирование, восстановив систему «беззалоговых аукционов», или нового вида «рефинансирования под залог акций коммерческих банков»;

- упростить условия и сократить сроки выпуска субординированных займов и облигаций в дополнительные капиталы банков в целях расчета объема собственных средств, в том числе в части устранения противоречий между положениями Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и абзацев 2, 5 подпункта 3.1.8.1.1. Положения Банка России от 28.12.2012 №395-П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»)».

3) В целях создания дополнительных условий для поддержания финансовой стабильности, а также в целях сохранения потенциала кредитования реального сектора временно (с 01 января 2015 года по 31 декабря 2016 года) изменить модель отнесения резервов на возможные потери (резерв 283-П) и резервов по сомнительным долгам на расходы с учетом объективных величин сравниваемых показателей посредством:

- создания в отчетном (налоговом) периоде резерва по сомнительным долгам по результатам инвентаризации в полном объеме;

- включения расходов на создание резервов по сомнительным долгам во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде в размере не более 10 % выручки текущего отчетного (налогового) периода в случае превышения суммы создаваемого в этом же отчетном (налоговом) периоде по результатам инвентаризации резерва суммы остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.

- смягчения требований к резервам на возможные потери по ссудам, установив временные (на период с 01 сентября 2014 года до 01 января 2017 года) особенности оценки кредитного риска;

- сохранения доступа банков к стандартным инструментам рефинансирования Банка России путем смягчения нормативных требований в части оценки активов для поддержания уровней достаточности капитала;

- предоставления кредитным организациям право принять решение о признании ссуды реструктурированной без ухудшения оценки качества обслуживания долга (например, в случае изменения валюты, в которой номинирована ссуда, изменения срока погашения ссуды (основного долга и (или) процентов), размера процентной ставки);

- предоставления кредитным организациям право не ухудшать оценку качества обслуживания долга по ссуде, предоставленной заемщику и направленной на погашение долга по ранее предоставленной этому заемщику ссуде;

- изменения порядка учета полной стоимости кредита для расчета обязательных нормативов кредитных организаций, изменив диапазоны размеров ПСК (в сторону увеличения) и коэффициентов (в сторону уменьшения), применяемых к ПСК при расчете норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (на период с 01 января 2015 года до 01 января 2017 года).

4) В целях обеспечения доступности кредитных ресурсов для корпоративных заемщиков в среднесрочном периоде:

- обеспечить ускоренное развитие рефинансирования коммерческих кредитов в рамках проектного финансирования под залог проектных облигаций, выданных на срок окупаемости инвестиционного проекта путем включения проектных облигаций в ломбардный список Банка России, по стоимости, исходя из оценки будущих потоков по ним;

- отменить требования обязательного залогового обеспечения рефинансирования Банка России кредитов, выданных в рамках проектного финансирования;

- обеспечить дальнейшее развитие программ рефинансирования, увеличение сроков кредитования банков со стороны Банка России до 5 лет, на цели рефинансирования инвестиционных кредитов и формирование национального рынка инфраструктурных долговых инструментов за счет включения таких долговых инструментов в ломбардный список Банка России.

5) В целях обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных производителей необходимо:

- рассмотреть возможность отнесения ссуд, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства на сельских территориях, к более высокой категории качества или снижения величины расчетного резерва до уровня, соответствующего более высокой категории качества ссуды;

- увеличить до 90 календарных дней период непрерывных просроченных платежей по ссудам, предоставленным субъектам малого и среднего предпринимательства на сельских территориях, являющийся основанием для пересмотра в сторону ухудшения качества обслуживания долга и уточнения резерва

- расширить использование в качестве залогового обеспечения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: