Мышление в сложных семантически областях и компетентность

При решении задачи, которая не является принципиально новой для
субъекта, решающий, функционируя на логическом уровне, актуализиру-
ет нужные знания и создает адекватную модель. При столкновении с нео-
бычной задачей логические знания субъекта оказываются недостаточными.
Тогда функционирование психического механизма, по выражению Я.А. По-
номарева, «спускается» на более интуитивные уровни. В сфере интуиции
опыт менее структурирован, но более богат, поэтому субъекту иногда уда-
ется найти ключ к решению задачи. Это нахождение ключа, как и вся дея-
тельность на интуитивном уровне, эмоционально окрашено. Если прин-
цип решения на интуитивном уровне найден, субъекту нужно еще его
оформить в виде хорошо структурированной модели, перевести на логи-
ческий уровень. Решающий, как говорил Я.А. Пономарев, «карабкается»
по уровням психологического механизма.

Теория Я.А. Пономарева позволяет объяснить описанные выше стадии
творческого процесса. Вначале происходит подготовка: субъект безрезуль-
татно использует логические методы решения. Затем наступает фаза созре-
вания: решающий оставляет сознательные попытки, однако взамен вклю-
чается интуитивный уровень мышления. Эта фаза может завершиться эмо-
ционально окрашенным озарением. Затем остается вновь провести логи-
ческую работу по реализации замысла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: