Экспериментально-психологические теории интеллекта. ных, обученных субъектов) и новичков (малоосведомленных, неопытных, начинающих)

ных, обученных субъектов) и новичков (малоосведомленных, неопытных,
начинающих). Например, эксперты-физики (специалисты) сначала стро-
ят физическую репрезентацию проблемы и только потом начинают ее ре-
шать, тогда как новички (студенты) более быстро и непосредственно пе-
реходят к процессу решения. Далее, репрезентации экспертов-физиков
строятся вокруг фундаментальных принципов, которые характеризуют
наиболее обобщенное, а также «подразумеваемое» знание (последнее вы-
ступает в виде сложных интуитивных представлений, далеко не всегда чет-
ко вербализованных), тогда как репрезентации новичков— вокруг доми-
нантных объектов, которые представлены в соответствующей физической
ситуации в явном, очевидном виде. Кроме того, знания экспертов вклю-
чают знания о возможности применения того, что они знают. Наконец,
они успешно извлекают из собственных знаний необходимые для плани-
рования своих дальнейших действий сведения [Glaser, 1984].

Итак, несмотря на принципиальные различия исходных позиций (в геш-
тальтпсихологии, как известно, отрицалась роль прошлого опыта в возник-
новении инсайта, в то время как при исследовании базы знаний, напротив,
опытность и обученность рассматривались в качестве условия интеллекту-
альной эффективности), на первый план в понимании природы интеллек-
та были выведены содержательные аспекты познавательного отражения:
либо в виде предметного содержания образов восприятия, либо в виде по-
нятийного содержания долговременной семантической памяти.

Генетический подход


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: