Наследуемость различных функций. ному реагирует на те или иные личностные качества, способности, темпера- мент человека

ному реагирует на те или иные личностные качества, способности, темпера-
мент человека. Пломин выделил три типа взаимосвязи генотипа и среды:

Пассивное влияние — когда члены одной семьи имеют и общую наслед-
ственность; тем самым способности усиливаются за счет аналогичной
среды.

Реактивное влияние— реакция среды на проявление врожденных пси-
хических свойств ребенка, которая приводит к доминированию опре-
деленных личностных черт.

Активное влияние— индивид либо активно ищет среду, либо ее созда-
ет собственными усилиями, причем среда должна соответствовать его
врожденным особенностям.

Пример первого вида взаимодействия — семья композиторов Бахов:
дети, обладающие музыкальными способностями, развиваются в музы-
кальной среде. Второй тип взаимодействия проявляется, например, в раз-
личных отношениях родителей-усыновителей к приемным детям: отноше-
ния зависят от уровня интеллектуального развития детей. Третий тип вза-
имодействия — активный выбор профессии и учебного заведения. Юно-
ши и девушки выбирают среду, соответствующую их способностям и
склонностям. В течение жизни типы взаимодействия генотипа и среды че-
редуются: на первых этапах развития ребенка преобладает пассивное вза-
имодействие генотипа и среды; затем оно сменяется реактивным взаимо-
действием; за ним следует активный тип взаимодействия. Общение и сов-
местная деятельность родителей и детей относятся к третьему типу, по-
скольку инициатором общения и взаимодействия, как правило, выступа-
ет ребенок.

Наиболее велико влияние наследственности на детерминацию различий
в уровне развития вербального (словесно-логического) интеллекта. Анало-
гичные данные получены при изучении специальных способностей (вла-
дение языком, математическое мышление).

Влияние среды на индивидуальные различия в уровне невербального
интеллекта («интеллекта действия», или практического) значительно выше,
как это ни парадоксально (табл. 15.1, 15.2).

Выявлено также, что креативность (общая способность к умственному
творчеству) в большей мере зависит от семейной среды, чем общий интел-
лект. Так, в работе Е.Л. Григоренко и Б.И. Кочубея [Григоренко, Кочубей,
1989] показано, что уровень развития вербальной и невербальной креатив-
ности (общей творческой способности) зависит от широты круга общения
и наличия в семье демократического стиля воспитания.

Исследователи не удовлетворяются констатацией доли наследственно-
го и средового факторов в детерминации способностей. Полученные ими
результаты говорят о том, что внутрипарное сходство интеллекта однояй-
цовых близнецов растет на протяжении по крайней мере двух первых де-
сятилетий жизни. С течением времени просматривается увеличение свя-
зи уровня общего интеллекта приемных детей и их биологических родите-


Глава 15. Детерминанты когнитивного развития

Таблица 15.1
Показатели наследуемости и их ранговые места, полученные при диагностике

специальных способностей [Fuller, Thompson, 1978]

Специальные способности D. В. Dewett, 1954 L.L. Thurstone, 1955 S. Q. Vandenberg, 1962 S. Q. Vandenberg, 1966
h Ранг h Ранг h Ранг h Ранг
Вербальные 0,68   0,64   0,62   0,43  
П ространстве иные 0,51   0,76   0,59   0,72  
Математические 0,07   0,34   0,61   0,56  
Рассуждение 0,64   0,26   0,28   0,09  
Беглость речи 0,64   0,59   0,61   0,55  
Память - - 0,39   0,20   - -
Количество пар DZ/MZ 26/26 53/45 37/45 36/76

Таблица 15.2
Ранговые места показателей наследуемости специальных способностей

[Vandenberg, 1962]

Субтесты F-отношение Ранги
Общая осведомленность (I) 3,88 ***  
Общая понятливость (С) 2,25 **  
Арифметический (А) 2,78 ***  
Сходство (S) 1,81 *  
Повторение цифр (D) 1,53*  
Словарный (V) 3,14***  
Шифровка (DS) 2,06 **  
Недостающие детали (PC) 1,50  
Кубики Косса (BD) 2,35 **  
Последовательные картинки (РА) 1,74*  
Сложение фигур (ОА) 1,36  
п MZ  
DZ  

* - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001.


Наследуемость различных функций

лей, т.е. влияние генотипа на индивидуальные различия в уровне интел-
лекта с возрастом увеличиваются.

В России лонгитюдные исследования особенностей психической орга-
низации близнецов и одиночно рожденных детей с 4- до 42-месячного воз-
раста проводятся Е.А. Сергиенко и ее сотрудниками. Одной из задач ис-
следования было изучение генетико-средовой детерминации общего ког-
нитивного развития. Результаты, полученные при анализе 24 пар монози-
готных (MZ) и 32 пар дизиготных (DZ) близнецов, показали неравномер-
ность генетических и средовых влияний на развитие общего интеллекта и
психомоторных способностей (табл. 15.3).

Данные табл. 3 свидетельствуют о динамике развития близнецов в вось-
ми возрастных срезах, а именно о тенденции к снижению индекса менталь-
ного развития к двум годам. Причиной такого резкого падения показате-
лей когнитивного развития является, по-видимому, критическое измене-
ние структуры интеллектуальных способностей в связи с речевым разви-
тием. Подтверждением данного предположения являются результаты пос-
леднего исследования раннего близнецового развития (Twin Early
Development Study — TEDS). Показано, что отставание в речевом разви-
тии близнецов в возрасте 24 мес от одиночно рожденных детей составляет
3,5 мес. При анализе большого числа пар близнецов (1044 MZ и 1006 DZ)
обнаружилось влияние генетического фактора на речевые задержки. Это
позволило авторам предположить, что речь вносит важнейший вклад в
дальнейший процесс когнитивного развития [Dale et a!., 1999]. Р. Пломин
и его коллеги считают, что речевое развитие обеспечивается специфиче-
скими генами, экспрессия которых вносит существенный вклад в генети-
ческое обеспечение общей когнитивной способности [DeFries et al., 1994;
Plominetal., 1988; 1997].

В табл. 15.4 представлены сравнительные данные о вкладе генетичес-
ких и средовых влияний в развитие интеллекта, полученные в результате
лонгитюдных исследований российских исследователей [Сергиенко и др.,
2001] и специалистов Луизвильского исследования [Matheny et al., 1983].

Таблица 15.3

Средние индексы ментального и психомоторного развития

близнецовой выборки и выборки одиночно рожденных детей

[Сергиенко, Рязанова, Виленская, Дозорцева, 2000]

Показатели психического развития Выборка Возраст детей, мес
               
Коэффициентинтеллекта Близнецы                
Одиночно рожденные                
Психомоторное развитие Близнецы                
Одиночно рожденные                


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: