Особенности общения в подростковом возрасте

Общение со сверстниками достигает максимума в 11-13 лет. При этом желание помочь товарищу — довольно распространенное основание общения. При выборе партнера общения подростками учитываются качества партнера общения: «воле­вой», «честный», «смелый» и т. п.; указываются также его деловые качества: хо­рошо играет в футбол, хорошо играет на гитаре и т. п.

По данным С. П. Тищенко (1970), пятиклассники в абсолютном большинстве случаев хотели бы дружить с популярными учащимися; в 8-х классах этот фактор выбора постоянного партнера общения проявился только у 20% школьников.

У шестиклассников появляются мотивы выбора, связанные с потребностью внутреннего (духовного) общения: «вместе мечтать», «вместе строить разные пла­ны в жизни». Возможно поэтому, с возрастом, как показал А. В. Мудрик (1981), устойчивость в выборе партнера общения повышается, в частности у школьни­ков — до 7-го класса.

Как показано Д. И. Фельдштейном, о стремлении к стихийно-групповому об­щению заявляли только 15% подростков, хотя реальное наличие такой формы общения зафиксировано у 56% детей 11-15 лет. Происходит это потому, что часто не удовлетворяется потребность в социально ориентированной форме общения, которой отдают предпочтение большинство подростков. Поэтому они вынужде­ны удовлетворять потребность в общении в стихийно формирующихся группах. Н. И. Вишневская (1981) изучила факторы, привлекающие подростков в нефор­мальные уличные группы общения. Это прежде всего недостатки в организации досуга и плохие взаимоотношениям с родителями. В то же время в уличных груп­пах привлекают (в порядке убывания): отсутствие взрослых, свобода действий, эмоциональные контакты со сверстниками обоего пола, пребывание в уединенных местах, шумные прогулки по улицам, совместные проделки, возможность поку­рить и выпить вина.

В подростковом возрасте часто затрудняется общение взрослых и детей, потому что ребенок убежден, что его все равно не поймут. Для более успешного общения взрослого с детьми необходима некоторая трансформация позиции взрослого в сто­рону позиции ребенка. Иногда преодолеть психологический барьер удается с по­мощью рассказа родителя или учителя о своем собственном поведении в детстве




в аналогичных ситуациях, дав оценку своим поступкам с позиции ребенка и с по­зиции взрослого. Если подросток занимает в общении с взрослым пренебрежи­тельную позицию, тот должен проявить большой такт, терпение, внимание к ин­тересам и склонностям ребенка. У некоторых подростков стремление к общению со взрослыми не исчезает, причем в 7-8-м классе этот мотив приобретает новое качество: у четверти школьников появляется потребность в доверительном обще­нии со взрослыми (А. В. Мудрик, 1981).

Подростковый возраст характеризуется чередованием периодов «закрытости» и «открытости» в общении. «Закрытость» отмечается в 6-м и 8-м классах (хотя бывают сдвиги во времени наступления этого периода), а «открытость» — в 7-м и 9-м классах. «Закрытость» проявляется в стремлении подростка оградить свой внутренний мир, защитить от постороннего давления еще не сложившиеся пред­ставления о себе, свой образ Я. В этот период даже нейтральные вопросы могут вызвать у подростков неадекватную реакцию. Например, один мальчик в ответ на вопрос матери: «Ты обедал сегодня?» вдруг начал кипятиться: «Вечно ты лезешь мне в душу! Оставь меня в покое!»

В периоды «открытости» подросток, наоборот, нуждается в беседе о себе, о своих проблемах, переживаниях, о происходящих в нем переменах. Причем если у се­миклассника удовлетворить эту потребность могут и сверстники и взрослые, то девятиклассники остро нуждаются в общении именно со взрослыми (правда, толь­ко с теми, кому они доверяют), так как перед ними стоит задача жизненного само­определения, выбора профессии, пути дальнейшего образования. Здесь учитель, пользующийся авторитетом у учащихся, может оказать им немалую помощь.



Развитие речи у детей дошкольного возраста (по С. Н. Карповой, 1980) 1. К концу 1 -го - началу 2-го месяца жизни у ребенка возникает первая специфическая реакция на человеческую речь: особое внимание к ней, называемое слуховым сосредо­точением. 2. На 3-м месяце жизни в ответ на речевые обращения взрослого уже появляются собствен­ные речевые реакции ребенка в составе «комплекса оживления». Вначале ребенок про­износит короткие, отрывистые звуки (гуканье). Затем у него появляются протяжные, пе­вучие, тихие звуки (гуление). Они воспроизводят в основном интонационную сторону речи взрослых. Позднее появляется ритмическое и звуковое речевое подражание. В это время звуки, произносимые ребенком, выражают лишь его эмоциональное состояние, связан­ное с общением со взрослыми. 3. Примерно с 4 месяцев ребенок начинает различать высказывания взрослых по интонации. 4. На 6-м месяце жизни он уже ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но и на другие его смысловые признаки, например на ритмику. Одновре­менно возрастает ритмическая организованность собственных звуков ребенка. Между 4 и 6 месяцами ребенок переходит к лепету.






5. К концу первого полугодия жизни рождаются формы общения по поводу предметов. 6. Во втором полугодии ребенок начинает пользоваться «псевдословами», т. е. сочетанием звуков, которые несут в себе сигнальную функцию, но еще не обладают обобщенными значениями. С 8-9 месяцев ребенок произносит звуки, слоги, а затем и целые слова по заданному взрослым образцу. Лишь к концу первого года жизни ребенок усваивает се­мантику слова как целостный комплекс физических звуков, имеющих некоторый обобщен­ный смысл. 7. Примерно до возраста 1,6-1,8 года идет процесс углубления понимания ребенком сло­ва без значительного прироста его активного словаря. С 11 месяцев начинается переход от дофонемной к фонемной речи. Этот процесс продолжается и на 2-4-м году жизни. 8. Вторая половина 2-го года жизни ребенка характеризуется переходом к активной, само­стоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением. 9. К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи. К концу второго года начинается развитие двухсловных, а затем и многословных предложений. С этого же воз­раста возникает и сознательный контроль ребенком правильности собственного речево­го высказывания и речи других людей. 10. В старшем дошкольном возрасте речь ребенка становится более связной и приобретает диалогический характер. Речевые высказывания и пользование речью уже отрываются от конкретных ситуаций. Возникают монолог и диалог как основные формы речи, включен­ные в процесс мышления. Одновременно развиваются все формы речи, в том числе и внутренняя.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: