Аффилнация

Аффилиация — потребность человека, проявляющаяся в его желании и стремле­нии постоянно быть с людьми, устанавливать и сохранять положительные вза­имоотношения с ними. В аффилиации выделяют две стороны, одна из которых связана со стремлением к принятию (СП) — позитивная сторона аффилиации, или собственно аффилиация, а другая — со страхом отвержения (СО) — негативная сторона аффилиации. Причем основой этой потребности считается страх отвер­жения. Именно из-за него люди стремятся к принятию их другими людьми. По­этому потребность в аффилиации (стремление к принятию) и страх отвержения связаны друг с другом. Однако эта связь не прямая, а обратная: чем меньше выра­жен страх отвержения, тем больше выражено стремление к принятию, и наоборот. Другие исследователи говорят о самостоятельности этих двух сторон аффилиа­ции, так как корреляты потребности в принятии и страха отвержения оказывают­ся разными (табл. 11.1).

Как видно из представленных в таблице данных, испытуемые с высоким уров­нем аффилиативного интереса имели больше близких друзей, что обнаружилось и у мужчин, и у женщин. Продолжительность общения с близкими друзьями тоже обнаружила связь только с аффилиативным интересом. В то же время связь сход­ства мировоззрений с близкими друзьями выявилась только с боязнью отвержения, из чего можно сделать вывод, что испытуемые хотели быть уверенными в согла­сии с ними их друзей.


Таблица 11.1. Корреляционные связи между аффилиативным интересом (АИ)

и боязнью отвержения (БО), с одной стороны, и различными формами

аффилиативного поведения - с другой (по Д. Майерсу, 2007, с. 398)

Примечание: * — уровень достоверности < 0,05; ** — уровень достоверности < 0,01; *** — уровень достоверности < 0,001.

Различие между двумя сторонами аффилиации — стремлением к принятию и страхом отвержения — показано и Т. И. Толчинской: стремление к принятию не связано ни с личностной, ни с ситуативной тревожностью, ни с ригидностью, у лиц же с высокой выраженностью страха отвержения все эти личностные характери­стики выражены значительно больше, чем у лиц с низким уровнем страха отвер­жения (табл. 11.2).

Доминирование у человека стремления к принятию приводит к стилю общения, характеризующемуся уверенностью, непринужденностью, открытостью и соци­альной смелостью. Если же преобладает страх отвержения, то у человека прояв­ляются неуверенность, неловкость, скованность. Такие люди вызывают недоверие к себе, они одиноки, у них слабо развиты навыки общения.

Рассматривая потребность человека в эмоционально-доверительном общении (аффилиации), И. В. Кузнецова (1999) выделяет две тенденции — надежду на аф-филиацию (ожидание отношений симпатии, взаимопонимания при общении)

Таблица 11.2. Личностные особенности людей с высокой и низкой потребностью в аффилиации


и боязнь отвержения (страх того, что общение будет формальным). Сочетание этих тенденций дает четыре типа мотивации общения:

• высокая надежда на аффилиацию, низкая чувствительность к отвержению; в этом случае человек общителен вплоть до назойливости;

• низкая потребность в аффилиации, высокая чувствительность к отверже­нию; в этом случае потребность в поддержке, понимании остается неудов­летворенной и человек уходит в мир своих переживаний;

• низкие надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению; в этом случае человек предпочитает одиночество;

• высокие надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению; у че­ловека возникает сильный внутренний конфликт: он стремится к общению и в то же время избегает его.

И. В. Кузнецова показала, что слабая потребность в аффилиации в сочетании с сильным мотивом достижения ведет к предпочтению деловых качеств партне­ра, в то время как сильная потребность в аффилиации, сочетающаяся с низким мотивом достижения, ведет к предпочтению дружеских отношений. Наибольших результатов в групповой работе достигают лица с сильной потребностью в аффи­лиации и с высоким мотивом достижения.

Мотив аффилиации (стремление к принятию) коррелирует со стремлением человека к одобрению со стороны окружающих, к самоутверждению. Вследствие этого он проявляет большие активность и инициативу в общении с окружающи­ми. Как отмечает Макклелланд (2007), ссылаясь на ряд исследований, лица с вы­раженной потребностью в аффилиации делают больше телефонных звонков, пишут больше писем и чаще гостят у друзей, чем лица со слабо выраженной потребно­стью в аффилиации. Выявлено также, что старшеклассники с выраженной потреб­ностью в аффилиации состоят в большем количестве клубов, однако на взрослых эта закономерность не распространяется, как предполагают, потому, что многие общественные организации для взрослых объединяют людей по специфическим интересам.

Лица с высокой аффилиацией предпочитают такого партнера по общению, ко­торый обладает чувствами привязанности, дружбы, верности. При этом и сами они, хорошо относясь к людям, пользуются симпатией и уважением окружающих, их отношения строятся на основе взаимного доверия. Характерно, что и в каче­стве партнеров по работе они предпочитают друзей, а не экспертов, а при выясне­нии того, как обстоят дела в группе, больше интересуются тем, как члены группы ладят друг с другом, а не как они работают.

Люди с высокой потребностью в аффилиации быстрее получают представле­ние о социальных отношениях между людьми, которых они наблюдают (рис. 11.1).

Лица с выраженной потребностью в аффилиации примиряются с противопо­ложным мнением незнакомого человека только в том случае, если этот человек привлекателен. Однако, отмечает Макклелланд, четких свидетельств того, что лица с выраженной потребностью в аффилиации более ориентированы на сотрудниче­ство и компромиссы, не хватает. С другой стороны, ряд исследований указывают на то, что эти лица всячески пытаются избегать конфликтов и конкуренции.




Рис. 11.1. Среднее количество межличностных отношений, правильно определенных испытуемыми с высоким и низким показателями потребности в аффилиации (по Д. Макклелланду, 2007)

Лица с выраженным стремлением к принятию имеют большее желание изме­нить поведение людей, которые с ними не согласны. Они дают тем больше сове­тов людям, чем больше взгляды последних отличаются от их собственных. В то же время они стараются не высказываться критически в отношении других лю­дей и избегают «соревновательных» игр, таких как игра в рулетку (наличие рис­ка), шахматы и шашки. Показано также, что мужчины с выраженной потребнос­тью в принятии обычно не добиваются успеха на руководящих постах. Они тратят на общение с подчиненными много времени, но не ради решения деловых вопро­сов, а ради поддержания с сотрудниками хороших отношений. А это не всегда це­лесообразно, руководителю иногда приходится принимать и жесткие решения, а не избегать конфликтов. Поэтому неудивительно, что в ряде зарубежных компа­ний молодых мужчин с высокой аффилиацией реже продвигают на более высокий уровень руководства. Правда, менеджеры по трудовым отношениям, имеющие высокую аффилиацию, более успешны, чем менеджеры с низкой аффилиацией. Это и неудивительно, ведь в обязанности этих менеджеров входит установление продуктивных отношений между руководством и профсоюзами. Поэтому высо­кая общительность менеджеров по трудовым отношениям и большое время, за­трачиваемое ими на общение, способствуют разрешению трудовых споров.

Парадоксальным является то, что, стремясь к установлению устойчивых поло­жительных отношений с другими, лица с высокой аффилиацией становятся ме­нее популярными. Исследователи, выявившие этот факт, объясняют его тем, что лица с выраженной потребностью в аффилиации беспокоятся по поводу отноше­ний с другими людьми, опасаются неодобрительной оценки, всячески стараются получить поддержку (т. е. становятся назойливыми?). Лицам с высокой аффили­ацией не нравятся люди, взгляды которых расходятся с их собственными.




Люди с высокими показателями потребности в аффилиации считают себя само­отверженными, готовыми к сотрудничеству, общительными и предупредительны­ми. Эти характеристики говорят о желании людей с высокой аффилиацией угож­дать другим людям. А это, в свою очередь, предполагает их более активный подход к межличностным отношениям, который сочетается с потребностью в контакте и поддержке.



Были получены данные в пользу благотворного влияния аффилиативных мотивов на здоро­вье. В лонгитюдном исследовании артериального давления показатель потребности в аффи­лиации, полученный у выпускников колледжа в возрасте 30 лет и несколько старше, оказался отрицательно связан с показателем диастолического артериального давления 20 лет спустя... Лица с синдромом непринужденности - аффилиации - имеют наиболее низкий средний по­казатель тяжести заболевания (47,4), который статистически значимо отличается от средне­го показателя тяжести заболеваний всех других испытуемых (94,2). Аналогично мужчины-заключенные, у которых показатель потребности в аффилиации пре­восходил показатель потребности во власти и которые также испытывали меньший стресс, имели более низкие показатели тяжести заболеваний, чем все другие испытуемые (McClelland, Alexander, Marks, 1982)... Лучшее здоровье этих заключенных проявлялось также в большей устойчивости иммунной системы: у них отмечался более высокий уровень концентрации иммуноглобулина А в слюне, являющегося первой линией защиты против вирусных инфек­ций, особенно инфекций верхних дыхательных путей. МакклелландД., 2007, с. 406-407.


Установлено, что дети, родившиеся первыми или являющиеся единственны­ми в семье, имеют более сильно выраженное стремление к признанию, чем дети, родившиеся не первыми или же не являющиеся единственными в семье. Аффи-лиация выражена у взрослого человека сильнее, если мать, по ее утверждению, не всегда реагировала на его плач, когда он был ребенком. Особенно отчетливо это проявилось у девочек. Это согласуется с представлениями о том, что выраженная аффилиация связана с боязнью отвержения, поскольку вероятным следствием невнимания матери к ребенку, когда ему плохо, является формирование у него устойчивой неосознаваемой потребности в поддержке, ободрении или боязнь от­вержения. Это согласуется и с тем фактом, что дети, воспитывающиеся в детских домах, т. е. обделенные в какой-то степени заботой и лаской, имеют более высокие показатели аффилиации, особенно ее негативной стороны —- боязни отвержения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: