За каждый сделанный выбор проставляется по 1 баллу.
Ключ к постановке диагноза
№ п/п | Ответы | ||
а | б | в | |
Д | Л | А | |
Д | Л | А | |
А | д | Л | |
д | А | Л | |
д | А | Л | |
д | А | Л | |
д | А | Л | |
А | Д | л | |
А | Д | л | |
А | Л | д | |
А | Л | д |
№ п/п | Ответы | ||
а | б | в | |
Д | А | Л | |
Д | А | Л | |
А | д | л | |
А | д | л | |
А | д | л | |
Л | д | А | |
Д | А | л |
В таблице (ключе) приняты следующие обозначения: А — автократический стиль руководства, Д — демократический, Л — либеральный (попустительский) стиль.
Баллы суммируются отдельно по каждому стилю (А, Д, Л) руководства.
Выводы
Поскольку в «чистом» виде склонность к одному из стилей руководства практически не встречается, речь может идти о смешанных стилях руководства при тенденции быть склонным к одному из них. Опрашиваемые чаще всего выбирают ответы, характеризующие демократический стиль руководства. Если их больше 12, можно говорить о склонности к демократическому стилю; если меньше и при этом выборы А превалируют на 3 очка над Л, можно говорить о склонности к авторитарно-демократическому стилю, а в случае превалирования на 3 очка выборов Л над А — о склонности к либерально-демократическому стилю.
|
|
Методика оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам1
Компетентные эксперты пользуются десятью парами характеристик-параметров. Для каждого значения параметры по левому и правому столбцам определяются таким образом, чтобы сумма была равна единице. Например, по первому параметру доля значения характеристики в левом столбце определяется равной 0,4, тогда доля значения характеристики в правом столбце равняется 0,6. В бланк ответов записывается только значение того выражения параметра, которое расположено слева (в данном случае: 1, 0,4).
1. Ориентация руководителя и педагогов на экспериментирование, здоровую конкуренцию идей и мнений | 1. Осторожное отношение к рискованным действиям, склонность к спокойным отношениям в коллективе | ||
2. Побудительный характер воздействий через мотивационную сферу, личный пример, поощрение | 2. Воздействия преимущественно через приказы, распоряжения, наказания |
Методика взята из книги: Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М., 199;
3. Учет индивидуальных особенностей и желаний членов коллектива, делегирование им тех функций, которые ведут к развитию личности | 3. Делегирование подчиненным только тех полномочий, которые учитывают их функциональные особенности | ||
4. Децентрализация власти и информационных потоков, предоставление свободы в выборе процедур деятельности, развитие различных форм самоуправления в коллективе | 4. Централизация всей власти, всей информации на себя. Строгая регламентация обязанностей, процедур, сроков и контроль за ходом выполнения | ||
5. Лояльное отношение к ошибкам. В первую очередь — поиск причин ошибок, невыполнения задания и путей их устранения | 5. Непримиримое отношение к ошибкам, срывам, промахам. В первую очередь — наказание виновного | ||
6. Контактное отношение с подчиненными, позиция руководителя внутри группы (Мы). Общение неформальное, выходящее за рамки производственных вопросов | 6. Позиция руководителя вне группы (Я и Они). Отношения с подчиненными дистанционные и только по поводу производственных вопросов | ||
7. Производственные и социальные вопросы признаются равноценными. Но в решении производственных проблем главными являются социальные ценности | 7. Основными являются производственные вопросы | ||
8. Поощряются независимость мнения и критика в адрес руководства | 8. Поощряются исполнительские качества и дисциплинированность подчиненных | ||
9. Поощряются конструктивные предложения коллег по улучшению работы и соответствующее участие в их реализации | 9. Конструктивные предложения подчиненных рассматриваются как посягательство на авторитет руководителя | ||
10. Решения принимаются коллегиально | 10. Решения принимаются единолично |
|
|