Дистанция власти

Неравенства существовали, существуют, и будут существовать всегда и в любом обществе. Они могут касаться материального или социального положения, власти, образования, здоровья или индивидуального проявления и т. д. Но в каждом обществе люди по-разному относятся к факту неравенства.
Хофстид дает следующее определение дистанции власти. Дистанция власти (от малой - до большой) - это степень, в которой люди, не имеющие власти или имеющие незначительную власть, согласны с тем, что власть в обществе распределяется неравномерно [12].
Страны, где люди преимущественно согласны с тем, что власть должна быть распределена неравномерно, а отношения в обществе базируются на неравенстве, относятся к культуре с большой дистанцией власти. В культурах с маленькой дистанцией власти люди стремятся к равномерному распределению власти.
Это различие можно продемонстрировать следующей конкретной ситуацией. «В 1809 году парламент Швеции низложил короля Густава IV за слабое правление и неожиданно пригласил наполеоновского генерала Жана Баптиста Бернадотта стать королем Швеции. Тот согласился и стал королем Карлом XIV, потомки которого правят Швецией и по сей день. Во время коронации новый король должен был выступить с речью в парламенте.Бернадотт выступал на шведском языке. Однако его язык был так плох, что члены парламента осмеяли речь Бернадотта. Во Франции никто и никогда не позволил бы ни себе, ни другому смеяться над королем. Поэтому Бернадотт так обиделся, что никогда больше не говорил на шведском языке.
В этой ситуации Бернадотт стал жертвой культурного шока: во Франции никогда такого не было, чтобы подчиненные смеялись над королем. Историки подтверждают, что Бернадотту было очень тяжело приспособиться к шведскому и норвежскому менталитету (в дальнейшем он также стал королем Норвегии) и к конституциональным правам своих подчиненных. Однако он оказался хорошим учеником (если не считать языка) и правил страной вплоть до 1844 года, заслужив уважение и славу» [12].
Во Франции и Швеции по-разному относятся к неравенствам. Это и послужило причиной культурного конфликта в ситуации, рассмотренной выше. Если во Франции принято сохранять дистанцию в отношениях и уважать статус короля, то в Швеции, наоборот, считается вполне нормальным посмеяться над королем. Хофстидом были получены количественные данные, характеризующие параметр дистанции власти в разных странах. Результаты данного исследования представлены в табл. 29 [12]. В первой колонке таблицы указан порядковый номер страны от большого к маленькому (1 - для страны, с самым большим индексом дистанции власти и 53 - для страны с самым маленьким индексом). Следует еще раз подчеркнуть, что индекс дистанции власти является не абсолютной характеристикой, а показывает позицию разных стран относительно друг друга.
Дистанция власти изменяется от страны к стране, от культуры к культуре. Проследим, как в сознании человека формируется дистанция власти (а также остальные параметры культуры из модели Хофстида). Согласно пирамиде Хофстида, на уровне культуры происходит «коллективное программирование» сознания. Этапами «программирования» выступают семья, школа (университет) и работа. Влияние этих социальных институтов на мировоззрение человека велико. Сопутствующими факторами «коллективного программирования» являются государственная власть и идеология той страны, где живет человек (рис. 22).

Человеческое общество состоит из мужчин и женщин. Биологические различия между мужчиной и женщиной одинаковы во всем мире, но различаются их социальные роли. Традиционно считается, что мужчина сильнее и жестче женщины. Мужчина - это добытчик, он больше ориентирован на материальное благополучие, стремится преуспеть. А женщина ассоциируется с нежностью и заботой, она ориентирована на улучшение качества жизни, на выстраивание гармоничных отношений с окружающей средой. Это разделение является историческим: после родов женщины всегда проводили больше времени дома, потому что кормили ребенка и ухаживали за ним. Мужчина всегда был более свободен, он должен был охранять свою семью от чужаков и диких животных.
Исторические роли мужчин и женщин повлияли на то, что в некоторых сферах жизни мужчины и женщины занимают разное положение. Это, например, выражается в разделении мужчин и женщин по профессиям и отраслям. Исследование, проведенное Хофстидом в компании IBM, выявило 38 видов работ, которые были распределены по 6 группам, начиная с наиболее «мужественных» и заканчивая «женственными» [12]:
1. Торговые агенты (профессиональные и непрофессиональные). Очень редко эту должность занимали женщины, поскольку работать приходилось в условиях жесткой конкуренции. И размер заработной платы зависел от количества полученных заказов.
2. Профессиональные работники (инженеры/ученые).
3. Высококвалифицированные работники/технические специалисты. Профессиональные и квалифицированные работники занимались индивидуальными разработками, что требовало самостоятельности, целеустремленности и умения принимать решения.
4. Менеджеры всех категорий.
Занимались как техническими, так и социальными проблемами. От них требовалось не только вести себя настойчиво, но и заботиться о подчиненных.
5. Малоквалифицированные и полуквалифицированные рабочие.
Всегда работали в команде, поэтому умели сотрудничать друг с другом.
6. Офисные работники.
Не показывали серьезных достижений, в основном работали с людьми - как с работниками компании, так и с посторонними.
Таким образом, мужчины в большей степени представлены в высших эшелонах власти и на тех рабочих местах, где требуется высокий уровень квалификации. Мужчины исторически доминировали в этих сферах. Однако разделение профессий на «мужские» и «женские» во многом обусловлено культурой страны. Деловые отношения мужчины и женщины во многом определяются отечественными стереотипами. Например, «женщины в Советском Союзе традиционно были врачами, в Бельгии - дантистами, продавцами - в некоторых частях Восточной Африки. Женщины-руководители - большая редкость в Японии, но частое явление на Филиппинах и в Таиланде. Зато в Пакистане мужскими профессиями считают профессию секретаря-референта, а в Нидерландах - медбрата» [12].
В обществе принят некий образец поведения, характерный для среднестатистического мужчины или женщины. Каждая культура приписывает каждому полу определенные роли, манеру поведения, чувства, занятия, образ жизни и т. д. В любом человеческом обществе к мужчинам и женщинам относятся по-разному и ждут от них специфического психического склада и поведения. Имя, одежда, прическа, работа, обязанности и т. д. подчеркивают эту специфику. Однако это различие относительное, а не абсолютное. Зачастую женщины проявляют мужские черты характера, а мужчины - женские. Поведение мужчин и женщин не будет одинаковым во всех странах, так как культуры стран отличаются. В зависимости от того, как распределены социальные роли мужчины и женщины, какие функции и роли они играют в обществе, семье, на работе, в политике, выделяют мужественные и женственные культуры.
Культура считается мужественной, если в обществе половые роли мужчин и женщин четко разделены, т. е. мужчины жесткие, агрессивные, сфокусированы на материальном успехе и победе, а женщины скромные, нежные и сосредоточены на обеспечении качества жизни и морального комфорта в семье.
Женственность - характерная черта общества, в котором различие половых ролей несущественно, т. е. и мужчины, и женщины могут быть в одинаковой мере сосредоточены и на материальном успехе, и на обеспечении качества жизни [12].
В табл. 35 [12] представлены данные индекса мужественности для 50 стран и 3 регионов. К странам с мужественной культурой относят США, Великобританию, Швейцарию, Австрию, Ирландию, Германию, Италию. К наиболее женственным странам относят Скандинавские страны, Японию, Голландию. Францию. Отметим, что так же как и в случае с предыдущими индексами, эти данные отражают относительную, а не абсолютную позицию страны.
Тип культуры страны во многом определяет поведение человека, в том числе и в процессе делового сотрудничества. Знание и учет системы ценностей людей в разных странах позволит найти общий язык в ходе переговоров, при разработке проекта и даже при проведении интервью.
Рассмотрим конкретную ситуацию. «Один молодой голландский инженер решил устроиться на работу в американскую компанию. Он с отличием окончил хороший университет, имел трехлетний стаж работы в очень известной голландской фирме, активно участвовал в общественной жизни.
Инженер послал в американскую компанию короткое резюме и был приглашен на интервью.
На интервью он вёл себя вежливо и скромно, как, по его мнению, должен вести себя всякий соискатель, и ожидал, что ему будут задавать вопросы, которые должны выяснить уровень его квалификации. К его удивлению, американский менеджер задал ему очень мало вопросов, по поводу его квалификации. Вместо этого он задавал частные производственные вопросы, используя английские специальные термины, которых голландский инженер не знал и, соответственно, не мог понять смысл вопросов. Это были вопросы, которые он мог освоить в течение пары недель, если бы его приняли на работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: