Камчатка

С. Мильково - оз. Сева - г. Корниловская - р. Мальцевская - р. Гаванка - р. Чаевая - влк. Юрьевский - влк. Жупановский (2А) - р. П. Налачева - р. Л. Нала-чева-пер. Авачинский (1А)-влк. Авачинский (1А)- Ёлизово (восх. на 2 влк.). IV категория сложности.

Пос. Ачайваям - р. Апука - р. Нанкичнатваям - пер. через Апукинский хр. на приток р. Ачайваям - пер. на р. Яёлваям Л. - р. Чингакенваям - пер. на приток р. Яёлваям П. - пер. на верх. р. Укэлаят (хр. Укэлаят) - рад. выход к верш. 2 145 м - пер. на р. Укэлаят П. - восх. на г. Ледяная (1Б, 2 562 м) - лев. приток р. Ачайваям - пер. на р. Этельваям - пер. на р. Ильпи - лед. Снеговой - пер. через хр. Снеговой - р. Ватына - бухта Наталии. VI категория сложности.

Зима на значительной части территории нашей страны держится несколько месяцев, а в ряде районов она единственное время года, когда можно совершать туристские походы, естественно лыжные.

Все, что было сказано о подходе к оценке сложности пешеходных походов, относится и к лыжным.

На лыжах можно развить большие скорости, но не всегда и не везде. Если нет наста и лыжни, передвижение по глубокому снегу становится одним из основных препятствий. К холоду нельзя привыкнуть, а он в лыжных походах - постоянный спутник. Значит, нужно уметь организовать хороший ночлег, согреться: иначе не восстановить силы для работы на следующий день. В безлесной зоне это особенно трудно. Пурга, метель - сочетание сильного ветра, снегопада и мороза - не должны застать врасплох, привести к отморожениям и переохлаждению, к безысходности. Нужно хорошо владеть техникой передвижения на лыжах, особенно на крутых склонах, наледях (и все это с тяжелым рюкзаком).

С холодом туристы-лыжники научились бороться. Здесь их выручают умело изготовленное (самими) снаряжение, теплая одежда и спальные принадлежности. Хуже с лавинами. Они основная опасность в лыжных походах, и избежать ее может помочь только опыт, умение выбрать единственно правильный путь подъема или спуска по лавиноопасному склону, организация надежной страховки.

Помимо других, все эти факторы учитываются при разработке классификации лыжных маршрутов.

Основным и решающим условием успешного проведения велосипедных, автомобильных и мотоциклетных походов является надежное техническое состояние и оснащение транспортных средств.

В основу классификации маршрутов этих колесных видов туризма заложены большие по сравнению с другими видами расстояния и факторы бездорожья при переходе от несложных походов к сложным. То, что есть в родственных видах спорта (велосипедные марафоны, авто- и моторалли), присутствует и здесь: профессиональное мастерство водителя, умение вести машину по проселочным, разбитым дорогам (а то и вовсе без них), хорошая реакция и др. И ко всему этому добавляются присущие другим видам туризма смена погодных условий, необходимость организации ночлегов, самообеспечение и проблема совместимости в коллективе при длительном взаимодействии друг с другом. Нельзя отрицать и наличия больших физических нагрузок, затрат мускульной энергии, особенно в велосипедных походах.

Категории сложности автомотопоходов определяются в зависимости от включения в их маршруты классифицированных участков пли аналогичных им по характеру и количеству препятствий и технической сложности их преодоления. Дополнительная до нормативной протяженность этих маршрутов должна составляться из участков автомобильных дорог без препятствий или участков, сложность которых характеризуется более низкой категорией.

Не следует приветствовать попытки отдельных групп (это особенно заметно у вело-, реже у мототурпстов) усложнять маршруты за счет перетаскивания транспорта, например через перевалы, или в таежных районах по полотну железной дороги. Отмечались случаи, когда такие перетаскивания составляли 25-30% отведенного на весь поход времени. А ведь колеса для того и даны, чтобы передвигаться на них.

Спелеотуризм отличается от других видов туризма в первую очередь отсутствием больших расстояний. В этом отношении он скорее напоминает альпинизм «наоборот»: сначала спуск, затем подъем. Но раз он культивируется, как вид туризма, то в других аспектах должен быть похожим на него, быть путешествием.

При оценке спелеопоходов учитывается набор определяющих сложность похода пещер различных категорий трудности.

Таблица 6

Категория сложности похода Количество категорийных пещер (не менее)
Всего   ЗА ЗБ
I   3-4 1-2            
II 4-5   2-3 1-2          
III 1-2       2 или 1      
IV 1-2           2 или 1  
V                  

Весь набор пещер нужно проходить в течение одного похода. В виде исключения допускается зачет «сборных» походов для тех районов, где нет достаточно пещер, расположенных на приемлемом расстоянии друг от друга.

Если пещера I или II категории трудности имеет очень большую протяженность, прохождение нескольких пещер может быть заменено прохождением нескольких маршрутов в одной и той же пещере.

При классификации пещер переход к более высокой категории трудности определяется появлением новых элементов в технике и тактике, вызванных наличием тех или иных естественных препятствий. Качественный скачок происходит при переходе от пещер I категории трудности к 2А категории трудности, от 2Б к ЗА и т. д. Пещеры, обозначаемые одной и той же цифрой (например, 2А и 2Б) отличаются друг от друга главным образом количественно.

В вертикальных пещерах основными препятствиями являются отвесные и крутонаклонные участки (колодцы), в горизонтальных-узости, водные препятствия (сифоны). Большинство пещер легко отнести к одному из этих двух типов, хотя есть немало пещер смешанного типа (комбинированные).

При разработке маршрутов спелеопоходов следует пользоваться Перечнем классифицированных пещер, утвержденным в 1985 г. В нем приведено около 500 пещер в следующих районах: Беломорско-Кулойское плато, Подолье и Буковина, Средний и Южный Урал, Крым, Кавказ, Средняя Азия, Западный Тянь-Шань, Алтай, Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Саяны, Иркутская область, Дальний Восток. Даются основные данные о каждой пещере: название, тип пещеры-горизонтальная (Г), вертикальная (В), комбинированная (К), длина и глубина в метрах, категория трудности.

При классификации комбинированных походов учитывается ряд принятых условностей. Участок одного вида туризма должен быть непрерывным походом, который может быть классифицирован сам по себе. Например, обносы, обходы пешком отдельных препятствий, а также радиальные пешие выходы в водном походе не превращают его в комбинированный. Если дополняющий маршрут - участок с другим способом передвижения по всем параметрам не выше I категории сложности, то суммарная сложность похода не увеличивается: прибавленная к «четверке» «единичка» не делает поход «пятеркой». Но если комбинированный поход состоит, например, из водной части IV категории и пешеходной - III категории сложности, то он принимается к зачету на разряды как поход V категории сложности. На фактически приобретенный в таком походе технический опыт эта оценка» естественно, не влияет.

Наиболее распространенными и естественными следует считать водно-пешеходные походы. Могут быть и горно-водные, совсем реже - лыжно-водные. Очень сложно обстоит дело с комбинированием пешеходных и горных маршрутов. Практически в горах невозможно выделить самостоятельные непрерывные участки, относящиеся к одному из этих видов. Они так перемешаны, что не поддаются разделению на индивидуально оцениваемые части комбинированного похода. Сейчас, и видимо правильно, условлено, что в высокогорных районах походы могут относиться, только к горному виду туризма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: