Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством.
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Социальное государство - такое государство, в котором государственная власть ограничивается правами человека и гражданина, а установленный государственно-правовой порядок обеспечивает всеобщую свободу, формальное равенство и господство права.
Социальная сущность РФ складывается из: 1) ограничений государственной власти РФ социально-экономическими правами граждан РФ; 2) невмешательства государства в рыночную экономику, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством: общие направления экономической политики, ограничение монополий в экономической деятельности, производстве.
|
|
Социальные гарантии в РФ устанавливаются в целях обеспечения в РФ общественного благополучия, благосостояния граждан РФ. В связи с этим РФ гарантирует выплату социального содержания нуждающимся членам общества в силу их состояния здоровья и материальной обеспеченности. Социальное содержание в виде установленных федеральными законами пособий и иных выплат может предоставляться как работающим гражданам, так и не работающим (если отсутствие работы у лица связано с безработицей, болезнью, инвалидностью, вдовством, старостью и т. д.).
Социальные пособия могут быть: 1) по временной нетрудоспособности; 2) по безработице; 3) семьям, имеющим детей; 4) по беременности и родам. Социальная сущность российского государства напрямую связана с правом каждого на социальное обеспечение.
Государственное социальное обеспечение - установленные федеральным законодательством РФ в целях осуществления заботы государства о гражданах государственные пенсии и социальные пособия.
Социальные выплаты устанавливаются для следующих категорий граждан: 1) пенсионеры (по достижении мужчинами 60 лет, а женщинами -55лет); 2) нетрудоспособные (временно или постоянно), инвалиды и т. д.; 3) потерявшие кормильца; 4) имеющие детей и др.
Невмешательство РФ в экономические отношения страны не означает полной свободы субъектов рыночных отношений. Конкуренция должна быть здоровой, запрещается установление в той или иной экономической сфере монополий, государство не должно оказывать поддержку какому бы то ни было субъекту экономических отношений, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
|
|
Идеологическое и политическое многообразие как основы конституционного строя Российской Федерации. Конституционно-правовой статус политических партий и иных общественных объединений.
В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
Общественные объединения равны перед законом.
Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Под понятием «многопартийность» принято понимать один из конституционных принципов в организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия).
Возникновение института многопартийности – один из важнейших признаков становления в стране гражданского общества. Появление и развитие политических партий в значительной мере свидетельствует об эффективности политической системы общества, является важным фактором укрепления демократической природы государства, обеспечения политических прав его граждан.
Принцип многопартийности означает также законность политической оппозиции. Конституция РФ легализует мирное, ненасильственное соперничество политических партий за участие в осуществлении государственной власти в установленных Конституцией РФ парламентских и иных формах.
Конституционно-правовой статус политических партий. ПП – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах, референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Основные признаки политических партий:
1. Цель создания – участие граждан в политической жизни общества.
2. ПП – общественное объединение, имеющее индивидуальное членство.
3. ПП представляет собой группу физических лиц (часто только граждан государства), объединенных одной идеей, идеологией.
4. Власть завоевывается ПП конституционным путем, т.е. через выборы.
5. ПП в современных общества выполняют функции:
- представительство – выражение интересов определенных групп населения;
- социализация – вовлечение части населения в число своих членов и сторонников.
- идеологическая функция – разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы.
- участие в борьбе за власть – подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий их деятельности;
- участие в формировании политических систем – их принципов, элементов, структур.
ПП действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.
Членами ПП могут быть только граждане России, достигшие 18 лет. Не вправе быть членами ПП иностранные граждане и лица без гражданства, граждане РФ, признанные судом недееспособными. Членство в ПП является добровольным и индивидуальным. Гражданин РФ может быть членом только одной партии.
|
|
ПП может быть создана на учредительном съезде ПП или путем преобразования в ПП общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения при условии, что государственная регистрация преобразуемого общественного объединения осуществлена не позднее чем за 6 мес. до принятия съездом общественного объединения решения о преобразовании в ПП.