Структура затрат на качество

С анализа состава затрат на качество в 1950-х годах начались исследования в области экономики качества. Наиболее известны работы американских ученых А. Фейгенбаума и Дж. Джурана [1, 93]. Эти исследования активизировались, особенно в США и Канаде, после того как Дж. Джуран впервые назвал убытки из-за низкого качества «золотой жилой» американской экономики.

Первоначальным импульсом к применению анализа затрат на качество послу­жила директива Министерства обороны США 1963 года под названием «Требо­вания к программам качества» [94]. Озабоченность министерства была вызвана высокой стоимостью работ и перерасходом средств подрядчиков. Директива пред­писывала всем организациям, выполняющим оборонные заказы, в обязательном порядке проводить оценку издержек, связанных с производством несоответству­ющей продукции (затрат несоответствия), и предоставлять по этим затратам пол­ную финансовую отчетность.

Следующий «всплеск» интереса к оценке затрат на качество пришелся на рево­люцию экономических представлений в области качества в 1980-х годах. Тогда многие компании осознали финансовые преимущества применения новых мето­дов анализа качества. Высший менеджмент и менеджеры среднего звена больше не могли игнорировать усилия организаций, направленные на повсеместное внедрение принципов ТQМ. Этот интерес не ослабевает до сегодняшнего дня. В сво­ем последнем интервью Дж. Джуран, в частности, заявил: «Для того чтобы заста­вить высший менеджмент инвестировать в качество, необходимо перевести язык представлений о менеджменте качества на более понятный им язык денег» [95].

Отправной точкой в определении затрат на качество является их классификация, то есть определение состава и структуры затрат, сгруппированных по определенно­му признаку. От правильности классификации зависит правильность определения состава затрат и требовании к организации их учета, анализа и оценки. Необходимо отметить, что общепринятой классификации затрат на качество нет [96].

Самой распространенной и широко применяемой в компаниях разных стран является классификация, предложенная в конце 1950-х годов американским спе­циалистом в области управления качеством А. Фейгенбаумом. Он разделил за­траты на 3 категории.

I — расходы на разработку и планирование программ, направленных на улуч­шение качества, на достижение оптимального уровня контроля и предупрежде­ние ситуаций, приводящих к возникновению дефектов (несоответствий). Эти затраты принято называть превентивными.

II — расходы на проведение технического контроля и испытаний на всех этапах производства продукции (или процесса оказания услуг) с целью установления соот­ветствия показателей качества изготовленной продукции (услуг) предъявляемым требованиям. Их принято называть затратами на оценку качества.

IIIпотери от брака (несоответствий), которые обычно делят на:
внутренние, возникающие в самой фирме в процессе производства (или в процессе оказания услуг) вследствие несоответствия показателей качества продукции (услуг) предъявляемым требованиям; внешние, возникающие в процессе эксплуатации изделия потребителем (использования продукции или после оказания услуги) из-за не­соответствия показателей качества установленным требованиям.

Именно эта классификация была впоследствии принята Комитетом по затратам на качество (QСС) Американского общества по контролю качества (ныне Амери­канское общество качества — АSQ.), лежит в основе международных стандартов в области экономики качества [97] и сегодня является универсальной, то есть при­меняемой (при соответствующей переработке) всеми компаниями, независимо от их отраслевой принадлежности или сферы деятельности. Она используется в промышленности, сфере услуг, деятельности административных органов и других областях экономики.

Такая классификация критикуется некоторыми специалистами потому, затраты, необходимые для обеспечения качества (группы 1 и 2), приравнена к потерям (группа 3), а это не позволяет сравнить затраты на повышение качества и потери и оценить экономическую эффективность затрат на качество, которая определяется сравнением затрат и потерь [98). Кроме того, при такой классификации могут возникнуть затруднения, так как некоторые элементы с равным основанием можно отнести к любой из трех категорий затрат. Распределение затрат по категориям имеет тенденцию отвлекать внимание от истинной цели отчетности о затратах — их общего снижения. Так, увеличение предупредительных затрат на качество должно приводить к снижению полных затрат, однако и они сами по себе должны в конечном итоге быть снижены.

Кроме того, распределяя затраты между группами по этой классификации, можно установить экономически оправданный уровень брака, что, по мнению ряда авторов [76, 99], недопустимо.

Через некоторое время другой известный американский специалист в области качества Ф. Кросби предложил иной подход, связанный с разделением всех затрат на две группы: «затраты на соответствие» и «затраты на несоответствие» [100] (табл. 5.23 [101]).

Таблица 5.23. Виды расходов на качество по Ф. Кросби [101]

Затраты
На соответствие (3) На несоответствие (П)
1.На предупредительные мероприятия 1.1. Предупредительные действия: управление качеством; управление процессом; обеспечение качества поставок; аудит системы качества; программа улучшения качества; обучение вопросам качества. 1.2. Корректирующие действия (предотвращение повторения выявленных дефектов) 2. На контроль 2. 1. Проверка и испытания (выявление дефектов после изготовления). 2.2. Контроль процесса (выявление дефектов в процессе производства). 2.3. Аудит (контроль входных объектов) 3. На внутренние дефекты (потери) 3.1. Переделки и ремонт. 3.2. Повторная проверка и испытание. 3.3. Анализ потерь. 3.4. Уступки (допуск к применению тех материалов, которые не отвечают техническим требованиям). 3.5. Снижение сорта. 3.6. Отходы 4. На внешние дефекты (потери) 4.1. Переделки и ремонт. 4.2. Повторная проверка и испытание. 4.3. Снижение сорта. 4.4. Анализ потерь. 4.5. Гарантийные обязательства. 4.6. Юридические споры и выплаты компенсации
       

В первую группу Ф. Кросби включил затраты, отнесенные А. Фейгенбаумоы к группам 1 и 2 (рис. 5.24), во вторую группу были включены затраты, которые от­несены А. Фейгенбаумом к третьей группе, разделенной на рисунке (см. рис. 5.24) на две подгруппы. Отличием является то, что в результате затрат на соответствие должен быть обеспечен выпуск продукции с нулем дефектов. Причем такая про­дукция должна производиться с первого раза. В этом случае затрат на несоответ­ствие не потребуется.

Таков смысл названия работы [100] — «качество бесплатно». Соотношение меж­ду затратами на соответствие (3) и потери (П), связанными с несоответствиями, Ф. Кросби предложил использовать для диагностики состояния СМК организации. Эта методика будет показана ниже, в пункте 5.12.3. Критерий «ноль дефектов» не­обходимо развернуть в критерии деятельности всех исполнителей и делать это не­прерывно, так как требования рынка постоянно меняются [96].

Один из авторов современных методов менеджмента качества, американский ученый Э. Деминг, предложил не пытаться выделить расходы на качество из об­щих затрат организации, так как это трудно осуществить, а сосредоточиться на программе действий, направленных на улучшение всей работы организации и на минимизацию всех видов неэффективных затрат. Тогда «лишние» затраты исчез­нут сами собой, а то, что действительно важно знать для эффективного управле­ния качеством, все равно никогда не известно нам в полном объеме [102]. Трудно­сти выделения затрат на качество из общих затрат организации вызваны тем, что большая часть затрат на качество имеют скрытый характер и являются многоце­левыми, то есть направлены не только на улучшение качества, но и на функцио­нирование организации в рабочем режиме. На рис. 5.25 показаны явные и скры­тые затраты на качество и их доля от общих затрат организации [103].

Жизнь показала, что подход Э. Деминга оказался очень результативным. Доста­точно напомнить, что он положен в основу новой версии стандартов ISO 9000. Тем не менее без учета и анализа экономической информации все-таки не обойтись, например, для ранжирования действий по улучшению деятельности [96]. Развити­ем концепций А. Фейгенбаума, Дж. Джурана, Ф. Кросби явилось моделирование затрат на качество в рамках концепции ТQМ, в соответствии с которой был пред­ложен принципиально новый подход к моделированию затрат на качество [104).

В данном подходе затраты на качество отражаются как полные затраты на каж­дый процесс, так как концепция ТQМ требует управления процессами, а не только конечными результатами. Под процессом понимается совокупность последователь­ных действий (функций, работ), которые преобразуют исходный материал (сырье, полуфабрикат, информацию) в конечный продукт (услугу) в соответствии с пред­варительно установленными правилами (стандартами, нормативами). Лицо, несу­щее полную ответственность за процесс и наделенное полномочиями, нуждается в средстве, позволяющем контролировать затраты, связанные с этим процессом, и принимать меры для их минимизации. Затраты на процесс группируются по 2 ос­новным категориям: затраты на обеспечение соответствия требованиям и затраты, вызванные несоответствием (рис. 5.26).

Такая группировка затрат существенно проще традиционной, а также позволя­ет улучшить (минимизировать) обе части затрат, влияющие на экономическую эффективность процесса. Модель затрат на любой процесс в организации созда­ется путем идентификации всех ключевых работ, подлежащих контролю. Далее затраты на эти ключевые работы относят к затратам соответствия или несоответ­ствия. При этом наиважнейшее значение имеет выбор регистрируемых парамет­ров в ключевых работах [105].

Отечественные исследования в данном направлении привели к появлению ряда классификаций затрат на качество. Наиболее полной, обобщающей являет­ся классификация, представленная в работе [106] (табл. 5.24). В ней затраты на качество классифицируются по различным признакам, а не с точки зрения какой-либо концепции качества. Автор классификации сформировал классификацион­ные группы затрат по различным аспектам в зависимости от конкретных условий и требований, продвинувшись дальше в методологии классификации затрат на качество по сравнению с ранее опубликованными работами. Именно такая раз­вернутая классификация затрат необходима на стадии разработки отечественной системы учета, анализа и оценки затрат на качество. Она не окончательная и мо­жет быть уточнена и дополнена.

Таблица 5.24. Виды затрат на качество [106]

Признак классификации Классификационная группа затрат
1, По целевому назначению Улучшение качества
  Обеспечение качества
  Управление качеством
  Внешние изложения доказательства действия системы качества
2, По экономическому характеру затрат Текущие и единовременные
3. По виду затрат Производительные и непроизводительные
4. По методу определения Прямые и косвенные
5. По возможности учета Поддающиеся прямому учету
  Не поддающиеся прямому учету
  Экономически нецелесообразно учитывать

6. По стадиям жизненного цикла продукции На качество при разработке продукции
  На качество при изготовлении продукции
  На качество при использовании продукции (в период гарантии и после ее окончания)
7. По отношению к производственному процессу На качество в основном производстве
На качество во вспомогательном производстве
  На качество при обслуживании производства
8. По возможности оценки Планируемые и фактические
9. По характеру структурирования По предприятию
  По производству (цеху, участку)
  По видам продукции
10. По объектам формирования и учета Продукция
Процессы
  Услуги
11. По субъектам экономических отношении У поставщиков сырья, организации-изготовителя и потребителя товара

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: