Методика и некоторые результаты непосредственного дискретного срезового наблюдения

Материалы по теме: наблюдение

Наблюдение определяется как метод познания педагогического явления на основе непосредственного восприятия. Это означает, что педагогическое исследовательское наблюдение можно определить как "метод познания педагогического процесса на основе восприятия его органами чувств с одновременной изначальной первичной переработкой (детерминизм, связи, оценка, абстрагирование) материала в сознании исследователя" (В.И. Журавлев).

Методика наблюдения разрабатывается по следующему плану (алгоритму):

1. исследовательская цель,

2. вид наблюдения,

3. продолжительность и периодичность наблюдения,

4. процедура,

5. ключевые позиции, которые подвергаются наблюдению,

6. критерии оценки наблюдаемого явления,

7. форма протокола

ПРИМЕРНЫЕ МЕТОДИКИ НАБЛЮДЕНИЯ

Методика и некоторые результаты непосредственного дискретного срезового наблюдения

Цель: Определить разнообразие и устойчивость тематики детских игр в старшем дошкольном возрасте в течение однодневного игрового периода.

Вид наблюдения: непосредственное дискретное срезовое наблюдение.

Продолжительность и периодичность наблюдения: общая продолжительность наблюдения 1.5-2 ч. ежедневно в течение недели.

Процедура: наблюдение проводилось в игровой комнате детей старшего дошкольного возраста во II половине дня в привычной для детей обстановке. Экспериментатор заранее познакомился с детьми и находился во время наблюдения в правом углу групповой комнаты, откуда открывается широкая панорама группы, где просматриваются все игровые площади. В процессе наблюдения каждые 15 минут проводилась срезовая фиксация игровой ситуации в группе, результаты заносились в протокол.

Ключевые позиции, которые подвергались наблюдению: тематика игр, количество участников, использование игровых атрибутов.

Критерии оценки наблюдаемого явления. Результаты каждого протокола анализировались с точки зрения количества выбранных детьми тем для игры в течение наблюдаемого игрового периода. Сопоставление перечня ежедневной тематики детских игр позволяло определить разнообразие выбираемых детьми сюжетов (тем) для игры, обнаружить частоту возникновения у детей новых идей по развертыванию сюжета.

При анализе результатов каждого протокола вычислялась продолжительность игры по каждому сюжету в течение наблюдаемого периода, а затем высчитывалась средняя продолжительности игры каждой тематики. Определялась устойчивость тематики детских игр.

Осуществлялся анализ численности (количество участников) и стабильности (сохранение оптимального количества участников игры) игровых объединений по каждой теме игр ы. Определялась популярность игровой тематики среди детей в исследуемой группе.

Использование атрибутов и игрового оборудования, анализ изменений в их составе (количество) и качестве (готовые атрибуты, игрушки, приспособление материалов для целей игры, использование игрушек-заместителей, игрушек-самоделок) свидетельствует об устойчивости интереса детей к той или иной игре, стремление сохранить и обогатить игру. Данные результаты являются для детей старшего дошкольного возраста важным положительным показателем развития игровой деятельности.

На основе анализа результатов можно выделить уровни разнообразия и устойчивости тематики детских игр. Характеристики уровней расширяются за счет полученных в исследовании конкретных результатов.

1 уровень (высокий): в группе преобладает разнообразная тематика игр, существует несколько (сколько) стабильных сюжетов, возникают новые темы по инициативе детей, разворачиваются и поддерживаются детьми. Численный состав игровых объединений стабильный. Микроклимат в них позитивный. Используется разнообразный готовый, полуготовый и специально созданный игровой материал.

2 уровень (средний): в группе имеется несколько (сколько) популярных тем для игры, новые сюжеты возникают на непродолжительное время, интерес к ним угасает довольно быстро. Численный состав игровых объединений меняется, примерно на половину в каждой новой игре. Используется преимущественно готовый игровой материал. Нередко возникают споры, назревают конфликтные ситуации, которые быстро разрешаются с помощью взрослых.

3 уровень (низкий): В группе имеются несколько (сколько) популярных тем для игры, новые сюжеты по инициативе детей не возникают. Численный состав игровых объединений нестабильный, меняется примерно на две трети в каждой новой игре. Используется примитивный набор игровых атрибутов, часто случайно подбирается из готового игрового материала. Часто назревают конфликтные ситуации, после чего игровое объединение распадается, иногда возникает новое, но чаще каждая из распавшихся частей игрового объединения продолжает аналогичную тематику.

Форма протокола

срезовых наблюдений за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста

Дата:

начало наблюдения

окончание наблюдения

количество срезовых наблюдений

№ срезового наблюдения Тематика игры Время начала фрагмента срезового наблюдения Кол-во участков Использование атрибутов
    9.15    
    9.30    
3 и т.д.   9.45    

Результаты срезовых наблюдений за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста (средние показатели за каждый день наблюдений)

№ протоколанаблюдения Тематика игры в период наблюдения Продолжительность игры в период наблюдения Кол-во участков Использование атрибутов
1 день наблюдений 10 чел Семья 40 мин 5 чел. Куклы, кроватки с постельными принадлежности, коляски, посуда
  Магазин 35-40 мин. 2 продавца и вся группа овощи из поролона, булочная-кондитерская, свет, одежда, обувь.
  Поликли-ника 2-30 мин 1 медсестра 1 врач. Необходимые мед. инструменты
  Железная дорога 30-40 мин   Железная дорога, деревья, кубики, машинки, человечки, домики
2 день кол-во детей Семья Общая 4 чел. мебель, посуда, куклы
в группе 16 человек Магазин про-должи-. 2 чел. касса, "овощи", "продукты", бумажные деньги
  Кафе тель-ность 1 чел. Столик с зонтиком, пирожные, мороженное, конфеты, соки.
  Пароход (пассаж.) игры 30-40 мин 5 чел. Крупный строит. материал, форма матросов, бинокль, наушники, громкоговоритель.
  Парикма-херская   2 чел. Расчески, заколки, резинки, пузыречки, косметический кабинет
  Семья   3 чел. Мебель, посуда, куклы
3 день Магазин Общая 2 чел. Касса, атрибуты для продажи
кол-во детей в группе Парикма-херская про-должи- 1 чел. Расчески, заколки
16 человек Кафе тель- 1-2 чел. Пирожные, соки
  Поликли-ника ность игры 2 чел. Халат, лекарства, трубка
  Театр.дея-тельность от 40 мин до 3 чел. Атрибуты для сказки "Маша и медведь
  Катер по-граничный 1 часа 5 чел. Бинокль, форма
  Семья   3 чел. Как и прежде
4 день Магазин   2 чел. — "—
кол-во детей в группе астольно-печатные игры   5 чел. — "—
13 человек Парикма-херская   1 чел. — "—
  Поликли-ника   2 чел. — "—
. Семья   3 чел. — "—
5 день Магазин   2 чел. — "—
кол-во детей в группе Парикма-херская   1 чел. — "—
13 чел Железная дорога   4 чел. — "—
  Поликли-ника   2 чел. — "—

Результаты срезовых наблюдений за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста(средние показатели за весь период наблюдений)

Частота использования тематики за весь период наблюдения Тематика игры за весь период наблюдения Продолжительность игр в период наблюдения Кол-во участков Использование атрибутов
  Семья      
  Магазин      
  Поликлини- ка      
  Железная дорога      
  Кафе      
  Пароход (пассаж.)      
  Театр      
  Катер по-граничный      
  Настольно-печатные игры      

2. Методика непосредственного невключенного наблюдения и выдержки из протоколов

Наблюдение непосредственное невключенное.

Цель наблюдения: определение характера реальных взаимоотношений детей 6-ти летнего возраста в свободной игровой деятельности.

Наблюдение проводилось на участке детского сада в течение всей прогулки и во второй половине дня во время игр в групповой комнате.

Объектом каждого наблюдения был один ребенок и его партнеры по игре. (Наблюдение проводилось по графику за всеми детьми экспериментальной группы по очереди).

Процедура наблюдения: экспериментатор (знакомое детям лицо) располагался неподалеку от испытуемого (ребенка, который в данный момент подвергался наблюдению). Фиксировались: игровые контакты ребенка с детьми, описывалось их содержание и протекание, речевое и невербальное общение. При перемещении испытуемого экспериментатор приближался к месту его игры. В деловые, игровые, речевые контакты с испытуемым экспериментатор не вступал.

Форма протокола свободная, запись речевых высказываний дословная.

Выдержки из протоколов наблюдения за испытуемым Димой Г. (6 л. 3 мес.), Колей М. (6 л. 4 мес.).

Задание студентам: проанализировать фрагменты наблюдения, определив предварительно критерии анализа, исходя из цели наблюдения. Критерии могут быть следующими: наличие или отсутствие ориентировки на сверстника, его интересы и желания, проявление сочувствия, доброжелательный или агрессивный тон речевого общения, стремление избежать конфликта путем его разрешения, проявление или отсутствие агрессивности.

Протокол № 15.

Девочки играли в «дочки-матери», «варили обед», помешивая его палочками. Мальчики строили из песка. Для того чтобы укрепить мост, ребятам понадобились палочки. Дима Г. стал искать подходящие и, увидев такие у девочек, взял их без разрешения. Таня Щ. отняла палочку у Димы и хотела продолжать игру. Дима, толкнув Таню, схватил все палочки и отошел в сторону. Таня заплакала. Дима наблюдал за ней со стороны и ничего не предпринимал, лишь время от времени поглядывал на воспитательницу. Наконец, воспитательница заметила плачущую Таню и направилась к ней. Дима сразу же подошел к Тане, отдал ей палочку и стал жалеть ее, гладить по голове и успокаивать, поглядывая на приближающуюся воспитательницу.

Когда конфликт был разрешен, экспериментатор поинтересовался у Димы, почему он стал жалеть Таню. Дима опустил глаза, долго молчал. Вопрос пришлось повторить. Тогда Дима негромко ответил: «Я пожалел ее потому, что когда дети плачут, всех надо жалеть».

Примечание:

В приведенном примере очевидным кажется другое объяснение внезапного проявления сочувствия к Тане: вероятно, Дима боялся выяснения причин Таниных слез и предполагал, что его могут наказать. Поэтому, заметив, что воспитательница направляется к Тане и что выяснятся все обстоятельства, Дима поспешил успокоить девочку и сгладить конфликт. Следовательно, можно предполагать, что истинный мотив проявления сочувствия к Тане – боязнь наказания.

Протокол № 17.

Саша П. дождался, когда освободится мелкий конструктор, и удобно разместился с ним за столом. Он долго подбирал нужные детали для постройки своего сооружения. Неподалеку от него за другим столом рисовал Коля М. Рисование, очевидно, мало интересовало его: он постоянно отвлекался, заглядывал в рисунки других детей, поглядывал на Сашу. «Саш, что ты строишь? – наконец спросил он. – Дай-ка мне вот эту» (берет у Саши из-под руки одну из деталей конструктора и начинает ее обводить. Рука соскакивает, и вместо контура детали получается кривая линия). «Нет, это неровная какая-то, – сердится Коля и бросает деталь на пол. – Дай-ка другую». Опять берет из-под руки Саши деталь, затем откладывает ее, берет следующую. Усаживается на место, снова начинает обводить деталь. У него опять ничего не получается. Тогда Коля поднимается со стула и рисует стоя. Таня Щ. и Дима Г., сидевшие за одним столом с Колей, делают ему замечание: «Ну что ты толкаешь стол, сиди спокойно! А что Коля стол трясет!» (жалуются дети воспитательнице). В это время Саша с опаской оглядывается, ища новое место, где бы он смог в безопасности заниматься своим делом.

Именно в этот момент Коля облюбовал деталь, которая находилась в основании Сашиной постройки, и выдернул ее. Постройка рассыпалась. Саша стал торопливо собирать детали и, всхлипывая, ругать своего обидчика. Дима и Таня вскочили со своих мест и бросились жаловаться воспитательнице.

Протокол № 20.

Дети метали мяч в цель. Они договорились, что право на повторное метание получает тот, кто попадет в начерченный на стене круг. Метать следует от определенной отметки. Ожидающие своей очереди дети стоят в стороне и не мешают другим. Диме Г. хочется поскорее получить мяч. Он все ближе и ближе придвигается к метающим и стремится незаметно подтолкнуть их. Другой участник игры, Костя О., заметил это и возмутился: «Зачем ты мешаешь ребятам! Из-за тебя они не могут правильно прицеливаться! Ты нечестно играешь! Тебе хорошо было бы, если вот так же?» Другие дети тоже стали осуждать Диму, он притих и занял положенное ему место.

Протокол № 22.

Валера К. и Коля А. взяли рапиры и стали фехтовать. Однако для своей игры они нашли неудачное место: вблизи столов, где играли дети. Чтобы не быть «раненым», Валере приходилось отбегать от противника, при этом каждый раз он толкал стол, мешая детям играть. Сделав мальчикам замечания, дети ставили на место свой стол и поправляли сбившиеся фишки.

Дима Г. посоветовал Валере К. перебраться на другое место, в середину комнаты, где они не будут никому мешать. Коля не захотел прислушаться к совету. Валера, однако, иначе отреагировал на замечание Димы. «Нет, Коль, давай, правда, отойдем, а то и нам плохо, и ребятам мы мешаем. Дима правильно говорит, смотри как здесь свободно». Только после этих слов Коля согласился перейти на другое место.

3. Методика структурного наблюдения

Фрагмент (из дипломной работы Н.В. Острецовой)

Структурное наблюдение речевой коммуникации ребенка.

Цель: выявление коммуникативных умений ребенка в процессе свободного общения с взрослыми и детьми.

Основным испытуемым является один ребенок, который в данный момент подвергается наблюдению. При этом происходит полное накопление фактического материала по данному испытуемому.

Поскольку ребенок вступает в речевой контакт с другими детьми, то партнеры испытуемого тоже подвергаются наблюдению и составляют фрагментарный фактический материал, который после проведения наблюдения разносится в личную карточку каждого ребенка.

В структурном наблюдении выделенные компоненты речевой коммуникации оцениваются по 5 балльной шкале. В процессе наблюдения обращается внимание на:

характер общения,

инициативность,

умение вступать в диалог,

поддерживать и вести его последовательно,

слушать собеседника, понимать его, ясно выражать мысли.

Продолжительность наблюдения 1,5 часа в период свободного игрового общения. Периодичность: за каждым ребенком проводится основное наблюдение 4-5 раз. В совокупности с фрагментарным наблюдением составляется общая картина, отражающая особенности речевой коммуникации каждого ребенка.

Схема структурного наблюдения речевой коммуникации ребенка

дата проведения наблюдения, продолжительность

Фамилия испытуемого, возраст

Фрагментарное наблюдение проводилось за

1) Имя исп. 2) Имя исп. 3) Имя исп. 4)+

Основные компоненты речевой С ребенком Со взрослым Фрагментарное наблюдение
коммуникации     исп. исп. исп.
1.характер общения (активность, пассивность)          
2. инициатива в общении          
3.легко входит в контакт          
2. умеет слушать, понимать речь          
3. строит общение с учетом ситуации          
5. ясно и последовательно выражает свои мысли          
6. умеет пользоваться формами речевого этикета          
7. поддерживает общение, начатое другим          
дополнительные компоненты (вписать)          
1. 2. 3. 4. и т.д.          

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: