Лекция 13
Тема – «Система кондиционирования воздуха в вагонах построй РФ с холодильными машинами типа УКВ-31».
Цель: изучение устройства, принципа действия, характеристик холодильной установки УКВ-31.5.3.
Рекомендуемая литература:
1. Холодильные машины и установки кондиционирования воздуха. Пигарев В.Е., Архипов П.Е. М., Маршрут, 2003.
2. Кондиционирование воздуха в вагонах: Учебное пособие/ Ж.С.Мусаев, В.Г.Солоненко, Ю.И.Матяш. – Алматы, КазАТК, 2014. – 293 с.
3. Обучающая контролирующая программа «Кондиционирование воздуха в пассажирском вагоне».
План лекции:
1. Назначение УКВ-31
2. Устройство моноблочного кондиционера типа УКВ-31
3. Высоковольтное отопление
4. Система водяного отопления
5. Низковольтное отопление
6. Вентиляция
7. Холодильная установка кондиционера типа УКВ-31
Назначение УКВ-31
Климатическая установка обеспечивает поддержание необходимой температуры воздуха в помещениях вагона. К основным составным частям климатической установки относятся:
1) котел водяного отопления с двумя группами высоковольтных электронагревателей;
2) блок высоковольтный для управления высоковольтным отоплением;
3) циркуляционный насос системы водяного отопления;
4) электромеханические краны системы водяного отопления;
5) электронагреватели дополнительного отопления в помещениях вагона;
6) моноблочный кондиционер, расположенный в надпотолочном пространстве;
7) контроллер климатической установки;
8) преобразователь для питания электродвигателей кондиционера.
Питание электрооборудования климатической установки осуществляется:
- от поездной высоковольтной магистрали (высоковольтные нагреватели котла отопления);
- от вагонной низковольтной сети (насос отопления, нагреватели дополнительного отопления, электрокалорифер моноблочного кондиционера);
- от вагонной низковольтной сети через преобразователь кондиционера (электродвигатели компрессора и вентиляторов моноблочного кондиционера);
- от вагонной низковольтной сети через преобразователь постоянным напряжением 24 В (контроллер климатической установки, электроприводы воздушных заслонок моноблочного кондиционера);
- от вагонной низковольтной сети однофазным напряжением 220В (электромеханические краны системы отопления) [4-7].
При движении вагона со скоростью более 35 км/ч электроснабжение низковольтных потребителей электроэнергией обеспечивается синхронным генератором мощностью 35 кВА. На стоянке, а также при движении вагона со скоростью менее 35 км/ч электроснабжение низковольтных потребителей электроэнергией обеспечивается от аккумуляторной батареи.
Климатическая установка предназначена для эксплуатации в составе пассажирского вагона на локомотивной тяге, движущегося со скоростью до 160 км/ч, а также на остановках. Установка работоспособна при температурах наружного воздуха (tнар) от плюс 45°С (318K) до плюс 15°С (288K) при работе в режиме охлаждения и от плюс 15°С (288K) до минус 50°С (223K) при работе в режимах вентиляции и отопления. В качестве рабочего тела парокомпрессионной холодильной машины используется Хладон R-134a - озонобезопасное, нетоксичное, не воспламеняющееся химическое соединение (С2 Н2 F4) в сочетании с синтетическим маслом - BSE 170.
Назначенный срок службы до капитального ремонта - 8 лет, а назначенный срок службы до списания - 28 лет. Средняя наработка на отказ не менее 10000 часов. Среднее время восстановления работоспособного состояния - не более 1 часа.