Значительное место занимает монументальная живопись, т.е. фреска. Особенность фрески - необходимость использования ограниченного количества красителей, вступающих в соединение с известью. Из станковых видов живописи все большую роль начинает играть алтарь. Это не готический алтарь со множеством створок, а единая композиция - алтарная картина, т.н. pala. Под алтарной картиной - несколько маленьких, вытянутых по горизонтали картин, образующих узкую полосу - пределлу.
В первой половине века появляется также самостоятельный светский портрет.
Одним из первых художников эпохи стал Мазаччо (1401-1428, настоящее имя - Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи). Во фреске Капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине «Чудо со статиром» Мазаччо соединяет три эпизода: Христос, у которого сборщик податей просит деньги (статир – монета); Христос велит Петру выловить рыбу, чтобы вынуть из нее монету; Петр отдает деньги. Мазаччо делает второй эпизод центральным, поскольку ему было необходимо показать, что события зависят от побуждающей воли Христа. Все фигуры очень естественны, лишены скованности.
|
|
Во фреске «Изгнание из рая» художник сумел передать драматизм происходящего, выразить эмоции плачущих Адама и Евы.
Беато Анджелико (1395-1455). В 1418 г. он принимает постриг в доминиканском монастыре и отныне зовется фра (брат) Джованни. В 1438 г. переезжает в монастырь Сан-Марко во Флоренции, в котором оформляет главный алтарный образ и кельи монахов. Самой известной работой фра Анджелико стала фреска «Благовещение». Художнику свойственна чистота линий, высокая духовность.
Филиппо Липпи (1406-1469) в 1421 г. тоже был монахом. Он писал алтарные образы для флорентийских церквей, маленькие алтарные картины в форме тондо (круг), которые принято было дарить на свадьбу или в связи с рождением ребенка. Ему покровительствовали Медичи, Папа римский, который даже разрешил ему снять сан для женитьбы по любви. Мадонны художника мягки, женственны; такой тип изображения получил название vogezza; скорее всего, они написаны с натуры.
Пьеро делла Франческа (1420-1492) расписал главную капеллу церкви Сан-Франческо в Ареццо фресками на тему истории животворящего креста. Одним из первых мастер стал совмещать религиозные сюжеты с жанровыми элементами (так на фреске «Бичевание Христа» на первом плане изображены беседующие люди). Серьезно обращался он и к жанру светского портрета (парный портрет герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его жены).
Доменико Гирландайо {1449-1494) в своих композициях часто изображал в качестве персонажей священной истории своих сограждан, писал портреты, где непосредственность наблюдений сочетается с обобщенностью и глубокой человечностью образов («Дедушка и внук»).
|
|
Перуджино (1450-1523, настоящее имя - Пьетро Вануччи) родился недалеко от Перуджи, отсюда его прозвище. В Риме в 1481 г. вместе с другими расписывал Флорентийскую капеллу, создавал алтарные композиции по заказу церквей и монастырей Северной Италии. Образы Перуджино удивительно человечны и лиричны, все большую роль в его работах начинает играть пейзаж («Святой Себастьян»).
Бернардино ди Бетто, прозванный Пинтуриккьо (мазилка) из-за маленького роста (1452-1513), создавал фрески, миниатюры на литературные сюжеты, украшал папские комнаты в Ватикане. Писал он и портреты, в которых добивался гармонии человека с природой «Портрет мальчика»).
Антонелло да Мессина (1430-1479) сложился как художник под воздействием нидерландцев, у которых заимствовал технику масляной живописи, что позволяло ему добиваться необычайной глубины цвета, использовать освещение в качестве одного из важнейших художественно-выразительных средств. Образы, созданные художником, отличаются величавым спокойствием, классической уравновешенностью. Он сделал крупный вклад в становление ренессансного реалистического портрета.
Андреа Мантенья (1431-1506) был придворным живописцем герцога Гонзага в Мантуе, писал картины, создавал гравюры, декорации для спектаклей. В 1465-1474 гг. оформил городской дворец Лудовико Гонзага и его семейства. Художнику свойственна четкая, почти скульптурная прорисовка фигур, драматизм образов, эксперименты с ракурсами («Мертвый Христос»).
Среди художников венецианской школы можно отметить творчество братьев Беллини – Джентиле (1429-1507) и Джованни (1430-1516). В сыром климате Венеции раньше, чем в других областях Италии, стали использовать технику масляной живописи, которая обладала рядом преимуществ перед темперой. Джентиле известен торжественными многофигурными композициями, в которых изображает венецианские торжества («Процессия на площади Сан Марко»).
Джованни Беллини создает правдивые образы современников («Портрет дожа»), мягкие и лиричные образы мадонн, часто изображая их на фоне природы и в гармонии с ней («Мадонна на лугу»).
Последним из великих мастеров кватроченто считается Сандро Боттичелли (1445-1510). Ранние работы Боттичелли отличаются мягким лиризмом. Он пишет портреты, полные внутренней жизни. Это Джулиано Медичи, лицо которого отмечено печалью. В «Портрете Симонетты Веспуччи» Боттичелли изображает в профиль стоящую молодую женщину, лицо которой выражает чувство собственного достоинства. «Весна» положила начало высшему расцвету деятельности Боттичелли, его слава достигла Рима: посреди цветущего луга стоит Венера - богиня любви, представленная в виде нарядно одетой девушки. Над Венерой парит Амур, который с завязанными глазами пускает в пространство горящую стрелу. Справа от Венеры три грации ведут хоровод. Около танцующих граций стоит вестник богов Меркурий, поднимающий вверх жезл - кадуцей. В правой части картины из глубины чащи летит бог ветра Зефир, воплощающий стихийное начало в природе. «Рождение Венеры» Боттичелли написал в 1482-1483 гг. по заказу Лоренцо Медичи. Море подступает к самому краю картины, по его поверхности плывет золотисто-розовая раковина, на завитке которой стоит нагая Венера. К ее ногам падают розы, ветры направляют раковину к берегу, где нимфа приготовила затканный цветами плащ. Однако в отличие от античного мифа в ней заложена идея христианства о рождении души из воды во время крещения. Обнаженное тело богини означает чистоту, природа представлена своими стихиями: воздух - это Эол и Борей, вода - море с орнаментальными завитками волн. Для Боттичелли не существовало непроходимой грани между античностью и христианством. В свои религиозные картины художник вводит те же образы. Одна из знаменитых картин религиозного содержания - «Величание мадонны» («Магнификат») - мадонна изоб-ражена на троне в окружении ангелов с младенцем Христом на коленях; она протягивает перо, чтобы вписать слова в книгу с началом молитвы в свою честь. После Боттичелли создает ряд работ, в которых все более усиливаются спиритуализм, готические отзвуки проявляются в отсутствии пространства, в экзальтированности образов («Клевета»).
|
|