Ядро спорта составляет специфическая соревновательная деятельность, проходящая по определенной форме, правилам и способам оценки

Таким образом, спорт – это исторически сложившаяся сфера деятельности развития, выявления и сравнения возможностей человека в борьбе за наивысшие спортивные достижения (результаты).

Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе. В настоящее время не вызывает сомнений факт вовлечения государства в спорт. Причины этого вовлечения весьма разнообразны. В их основе лежит удовлетворение и развитие определенных потребностей личности и общества. В этой связи выделяют специфические (свойственные только спорту) и общие функции спорта.

Под функциями спорта понимают присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

К специфическим функциям относят:

- соревновательно-эталонную (эталонную);

- эвристически-достиженческую (эвристически-прогностическую).

Соревновательно-эталонная (эталонная) функция. Суть соревновательной деятельности заключается в выявлении, сравнении и объективной оценке определённых человеческих возможностей.Уровень спортивных достижений (рекорды) служит своего рода мерилом, образцом максимального развития спортивных способностей человека в конкретном виде спорта, и вместе с тем ориентиром на пути к дальнейшему раскрытию и совершенствованию потенциальных психофизических резервов организма. В отличие от технических эталонов, «спортивный эталон» не остается неизменным, а со временем повышается, стимулируя тем самым спортсменов на самосовершенствование своих способностей. Особенно ярко это проявляется в спорте высших достижений, где идет неуклонный рост мировых рекордов, несмотря на кажущиеся пределы человеческих возможностей.

Эвристически-достиженческая (эвристически-прогностическая) функция. Она тесно связана с эталонной и выражается, прежде всего, в творческой поисковой деятельности сопряженной с познанием человеком своих возможностей, и поиском эффективных способов увеличение их и максимальной реализации. Наиболее полно она выражена в спорте высших достижений, т.к. на пути к ним идет поиск новых средств и методов тренировки, новых технических и технико-тактических действий. Результаты этого поиска выражаются в новых спортивных достижениях, отражающих уровень прогресса физической культуры в обществе, и становятся общекультурным достоянием всего человечества.

К общим, относят функции спорта, имеющие социально-общественное значение:

- оздоровительно-рекреативная (спортивно-оздоровительная);

- эмоционально-зрелищная (зрелищная, эстетическая);

- социализации личности и социальной интеграции;

- коммуникативная;

- экономическая;

- личностно-нравственного воспитания, обучения и развития (воспитательная).

Эмоционально-зрелищная (зрелищная, эстетическая) функция. Спорт оказывает огромное эстетическое воздействие на спортсмена и зрителя. В процессе спортивных занятий у спортсменов формируются определенные эстетические чувства, вкусы, идеалы, эстетические способности. Особенно в этом плане привлекательны сложно-координационные виды спорта, такие как: спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду, спортивные игры и т.д. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение – все это привлекает поклонников спорта и дает зрителю возможность испытывать чувство эстетического наслаждения, переживать ход спортивной борьбы. Телевидение, радио многократно увеличили аудиторию спортивных зрителей, а это увеличило и влияние спорта на эмоциональный мир человечества.

Функция социализации личности и социальной интеграции. Спорт вовлекает людей в общественную жизнь и формирует у занимающихся опыт социальных отношений. Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе, включаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Отношения в спорте позволяют личности приобрести социальный опыт общения, как в сфере спорта, так и в более широком масштабе. Объединение людей в группы, организации, союзы, клубы на основе общности интересов и деятельности способствует сближению людей, т.е. социальной их интеграции.

Коммуникативная функция. Спорт давно уже занял ведущее место в международном общении. Он создает возможности для налаживания международных связей, взаимопонимания культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле. Олимпийское движение, «Спорт для всех» стали интернациональными течениями современности. Так МОК сейчас объединяет около 200 национальных ОК.

Экономическая функция спорта выражается в том, что средства, вложенные в развитие спорта, окупаются, прежде всего, в повышении уровня здоровья, повышении общей работоспособности и продлении жизни человека. Доходы, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений, продажи спортивного оборудования и инвентаря, спортивной рекламы принося большую прибыль.

Функция личностно-нравственного воспитания, обучения и развития (воспитательная). Спорт создает большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Высокие требования к проявлению физических и психических сил представляют высокие возможности для целенаправленного воспитания духовных черт и качеств человека. Спорт является частью физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально – прикладными видами спорта он становится важнейшим компонентом в трудовой и военной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: