По степени важности, Витли и Флекснер, выделяют следующие типы:
1) основные;
2) направляющие, сформулированные с учетом языка респондентов и сопровождающиеся вопросом "почему";
3) проверочные или уточняющие (возвращающие фокус-группу к обсуждаемой теме);
4) вопросы с приглушенным звучанием в безличностной, абстрактной формулировке (для обсуждения деликатных тем);
5) фактологические, позволяющие уточнить факты и детали;
6) вопросы, непосредственно не связанные с темой дискуссии и направленные на организацию работы группы.
Р. Мертон и П.Кендалл по уроню структурированности выделяют следующие типы вопросов в фокусированном групповом интервью:
1. Неструктурированные вопросы.Использование таких вопросов наиболее уместно на первых стадиях интервью. Примером может служить вопрос типа: «Что вы испытываете...?».
2. Полуструктурированные вопросы. Это такой тип, который содержит в себе некий стимул и вопрос. Примером может служить «Кто вам посоветовал...?».
3. Структурированные. В этих вопросах конкретно определяется стимул и характер ответа на вопрос.
|
|
Также вопросы можно классифицировать по порядку их появления в фокус-групповом интервью. Крюгер считает, что по такому основанию можно выделить пять видов вопросов:
1.Ознакомительные. Отвечая на них, респонденты кратко представляются.
2.Вводные. Этот тип вопросов разогревает респондентов и уже непосредственно относится к теме, что была задана.
3.Переходные. Позволяют респонденту увидеть тему в болем широком свете.
4.Основные. Именно они являються предметом анализа.
5.Заключительные. Они подразделяются на вопросы общего характера, итоговые и финальные. Не стоит забывать и то, что спецификой проведения фокус-группы является то, что там используются открытые вопросы. Это даёт возможность не загонять респондентов в рамки формальности и высказать только своё субъективное мнение.
Дмитриева даёт рекомендации по формулировке вопросов в фокус-групповом интервью:
1) Вопросы в фокус-группах проверяют по следующим критериям: длина, количество слов и их однозначность восприятия. Это связано со сложностями восприятия вопросов на слух. 2) Следует избегать длинных вопросов, за исключением тех, в которых необходимо дать вступление или пояснение.3) В задаваемых в фокус-группе вопросах нужно спрашивать, не предлагая вариантов, 4) Слова, используемые социологом, должны быть понятными респонденту и однозначно пониматься и ведущим фокус-группы, и респондентами. 5) Следует пояснять контекст вопроса, чтобы сократить различные варианты его истолкования. 6) Можно задавать "вопросы-воспоминания", которые помогают вернуть респондента к определенным событиям, пережитому опыту. 7) Задав вопросы в третьем лице, интервьюер с большой вероятностью получит описание личного опыта респондента.