Фрагмент интервью отца сына 5-ти лет с нарушением зрения (медицинский диагноз — нистагм).
Я благодарен тем людям, которые нас поддержали. На самом деле, все мы разные — и людские характеры, и детские. И, наверное, мы должны быть терпимее друг к другу, к родителям, к окружающим.
Для матерей пережитые первые тяжелые испытания укрепили веру в себя, в свои личностные возможности. В высказываниях многих родительниц звучит фраза: «Я стала сильнее».
Таким образом, ретроспективно проследив особенности переживаний родителями ситуации рождения ребенка с нарушениями зрения или слуха, мы можем выделить особенности переживаний, как раннего периода, так и последующей жизни.
^ля раннего периода характерны переживания непосредствен -но того, что случилось, то есть переживание самой трагической ситуации. Эмоции и чувства на этом этапе достаточно смешаны, родителям крайне сложно их контролировать.
В общей структуре переживаний настоящего времени также присутствуют переживания страха, беспокойства, тревоги, пониженный фон настроения. Но наряду с неприятными эмоциями отмечаются и переживания позитивного плана, в основном, они
|
|
касаются общения с ребенком и перспектив развития, которые видны для родителя. Все родители без исключения при описании переживаний настоящего времени начинали с положительных изменений в их жизни.
Исследование позволило выделить следующие категории переживаний:
• переживания болезни ребенка,
• переживания реализации себя как родителя,
• переживания отношений с ребенком,
• переживания общения с социумом,
• переживания сопутствующих семейных трудностей (развод, смерть близких),
• переживания будущего.
В каждой категории переживаний настоящего времени можно отметить как позитив, так и негатив родительского состояния. К позитивным переживаниям относится возможность родителей испытывать чувство радости, гордости в общении с ребенком; уверенность в ребенке, собственных силах и возможностях собственной семьи.
Стратегии совладающего и защитного поведения родителей
Высказывания родителей позволили выделить стратегии поведения, которые они используют, чтобы справиться с такой жизненной трудностью, как рождение в семье ребенка с нарушениями в развитии.
Известно, что в трудных жизненных ситуациях субъекты для уменьшения влияния различных стрессоров могут использовать как сознательные (совладающее поведение), так и бессознательные механизмы (защитное поведение).
Среди стратегий совладающего поведения были выделены следующие:
1. «Активное поведение» и «поиск социальной поддержки». Эти стратегии связаны с желаниями и намерениями родителей помочь ребенку развиваться и лучше адаптироваться. Актив -ное поведение подразумевает включение родителей в коррек-ционно-развивающий процесс («занимаемся с ребенком дома»; «стараюсь найти методики, книги по развитию такого ребенка»; «посещаю занятия дефектолога») и обращение к тем людям, которые обладают опытом решения данных про -блем («консультируюсь со специалистами»; «стараюсь найти педагогов, которые нужны ребенку»; «советуюсь с другими родителями»). У родителей, использующих данную стратегию, наблюдается активная социальная позиция: они пользуются социальными льготами по инвалидности ребен -ка; требовательны в получении профессиональных консультаций.
|
|
2. «Обдумывание ситуации». Данная стратегия включает в себя тщательное обдумывание проблемы и принятие определенного решения («посидел, подумал»). Стратегия «обдумывание ситуации» в большинстве случаев использовалась отцами.