Пример 15

Фрагмент интервью отца сына 5-ти лет с нарушением зре­ния (медицинский диагноз — нистагм).

Я благодарен тем людям, которые нас поддержали. На са­мом деле, все мы разныеи людские характеры, и детские. И, наверное, мы должны быть терпимее друг к другу, к родите­лям, к окружающим.

Для матерей пережитые первые тяжелые испытания укрепили веру в себя, в свои личностные возможности. В высказываниях мно­гих родительниц звучит фраза: «Я стала сильнее».

Таким образом, ретроспективно проследив особенности пере­живаний родителями ситуации рождения ребенка с нарушениями зрения или слуха, мы можем выделить особенности переживаний, как раннего периода, так и последующей жизни.

^ля раннего периода характерны переживания непосредствен -но того, что случилось, то есть переживание самой трагической си­туации. Эмоции и чувства на этом этапе достаточно смешаны, ро­дителям крайне сложно их контролировать.

В общей структуре переживаний настоящего времени также при­сутствуют переживания страха, беспокойства, тревоги, понижен­ный фон настроения. Но наряду с неприятными эмоциями отме­чаются и переживания позитивного плана, в основном, они

касаются общения с ребенком и перспектив развития, которые вид­ны для родителя. Все родители без исключения при описании пере­живаний настоящего времени начинали с положительных измене­ний в их жизни.

Исследование позволило выделить следующие категории пере­живаний:

• переживания болезни ребенка,

• переживания реализации себя как родителя,

• переживания отношений с ребенком,

• переживания общения с социумом,

• переживания сопутствующих семейных трудностей (развод, смерть близких),

• переживания будущего.

В каждой категории переживаний настоящего времени можно отметить как позитив, так и негатив родительского состояния. К позитивным переживаниям относится возможность родителей ис­пытывать чувство радости, гордости в общении с ребенком; уверен­ность в ребенке, собственных силах и возможностях собственной семьи.

Стратегии совладающего и защитного поведения родителей

Высказывания родителей позволили выделить стратегии пове­дения, которые они используют, чтобы справиться с такой жизнен­ной трудностью, как рождение в семье ребенка с нарушениями в развитии.

Известно, что в трудных жизненных ситуациях субъекты для уменьшения влияния различных стрессоров могут использовать как сознательные (совладающее поведение), так и бессознательные механизмы (защитное поведение).

Среди стратегий совладающего поведения были выделены сле­дующие:

1. «Активное поведение» и «поиск социальной поддержки». Эти стратегии связаны с желаниями и намерениями родителей помочь ребенку развиваться и лучше адаптироваться. Актив -ное поведение подразумевает включение родителей в коррек-ционно-развивающий процесс («занимаемся с ребенком дома»; «стараюсь найти методики, книги по развитию тако­го ребенка»; «посещаю занятия дефектолога») и обращение к тем людям, которые обладают опытом решения данных про -блем («консультируюсь со специалистами»; «стараюсь най­ти педагогов, которые нужны ребенку»; «советуюсь с други­ми родителями»). У родителей, использующих данную стратегию, наблюдается активная социальная позиция: они пользуются социальными льготами по инвалидности ребен -ка; требовательны в получении профессиональных консуль­таций.

2. «Обдумывание ситуации». Данная стратегия включает в себя тщательное обдумывание проблемы и принятие опре­деленного решения («посидел, подумал»). Стратегия «об­думывание ситуации» в большинстве случаев использова­лась отцами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: