Работа над общим развитием детей осуществляется в процессе систематического усвоения ими знаний и навыков на уроках и во время выполнения домашних заданий. Очень важно, чтобы знания детей об окружающем их мире не были сведены к набору отдельных сведений. Необходимо чтобы знания давались в определенной системе и последовательности, чтобы они объяснялись в форме, доступной для учащихся начальных классов.
Например, рассматривая с детьми природные различия отдельных районов России, учитель основное внимание уделяет выяснению простейших причин этих различий (высота солнца над горизонтом, продолжительность солнечного освещения, количество теплых дней, необходимых для развития растений, и т. д). Эти знания основываются на непосредственных наблюдениях в природе, сведениях о своей местности, материалах учебника, рассказах учителя, рассмотрении картин, просмотре кинофильмов, создающих представление о природе других районов России.
На уроках дети не только сообщают содержание своих наблюдений, но и делают некоторые обобщения и умозаключения на основе этих наблюдений. Они сравнивают наблюдаемый объект с другими известными им объектами.
Знания, полученные детьми ранее, взаимодействуют с новыми наблюдениями. На основе старых и новых наблюдений углубляются полученные сведения. Таким образом, основная линия развития мышления ребенка заключается в переходе от наглядно–действенного к наглядно–образному и от наглядно-образного к словесному, абстрактному мышлению.