ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методическое пособие
Пермь 2007 г.
УДК
Лонский О.В. Психологические аспекты безопасности производственной деятельности. Методическое пособие. Пермь: ПГТУ 2007, 44 с.
Методическое пособие предназначено для студентов технических ВУЗов, изучающих курсы «Безопасность жизнедеятельности» и «Психология безопасности труда». В работе показаны основные психологические факторы, влияющие на безопасность труда, и приведены методы снижения их влияния. Пособие может быть полезно специалистам по охране труда работающим на производстве.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 5
1.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ.............................................. 5
2.ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ
НАУК.......................................................................................................... 6
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ИХ ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА..................................... 8
3.1. Основные группы психологических условий,
|
|
влияющих на безопасность труда........................................................ 8
3.2. Влияние свойств личности на безопасность труда...................... 12
3.3. Мотивы и их влияние на безопасность........................................ 13
3.4. Влияние темперамента на безопасность труда........................... 16
3.5. Влияние опыта на безопасность труда....................................... 18
3.6. Влияние особенностей внимания и познавательной
деятельности на безопасность труда................................................. 20
3.7.Психические состояния и их влияние на безопасность труда.... 21
3.8. Влияние внешних факторов на психологическое состояние
работника.................................................................................................. 25
4. ПСИХОДИАГНОСТИКА И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОСТОЯНИЙ…………………………………26
4.1. Психодиагностика…………………………………………………...26
4.2. Профилактика неблагоприятных состояний……………………….27
4.2.1.Внешние способы коррекции………………………………………28
4.2.1.1. Оптимальный режим труда и отдыха…………………………...28
4.2.1.2. Функциональная музыка………………………………………...28
4.2.1.3. Фармакологические средства…………………………………….29
4.2.1.4. Питание…………………………………………………………….30
4.2.1.5. Внушение и гипноз………………………………………………..30
4.2.2. Внутренние способы коррекции……………………………………30
4.2.2.1. Обучение и психологическая готовность………………………...30
4.2.2.2. Специализированная гимнастика………………………………….31
4.2.2.3. Нервно мышечная релаксация……………………………………..31
4.2.2.4. Аутогенная тренировка……………………………………………..31
Приложение……………………………………………………………….32
"МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ"
|
|
Литература.......................................................................................... 43
ВВЕДЕНИЕ
Тема безопасности деятельности и, в частности, безопасности труда входит в учебные программы курса "Безопасность жизнедеятельности", а также является самостоятельным курсом для студентовНаправления - 656500 «Безопасность жизнедеятельности», специальности - 330500 «Безопасность технологических процессов и производств» (БТПП) заочного отделения.
Пособие может быть использовано студентами старших курсов для подготовки по курсу "Безопасность жизнедеятельности" и при разработки раздела дипломного проекта.
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ
Психология-это наука о закономерностях, принципах, методах функционирования психики человека и психических явлений в коллективах людей.
Психика-функция нервной системы по отражению воздействий внешнего и внутреннего мира человека и регулированию соответственно этим воздействиям его действий.
Каждый взрослый человек это личность, сформировавшаяся в процессе общения с обществом себе подобных. Личность в ее своеобразии есть индивидуальность. Она проявляется в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах.
Основные формы проявления психики следующие.
Процессы:
- познавательные (ощущения, восприятие, память, мышление,
воображение, речь, внимание);
- эмоционально-волевые (чувства, воля).
Состояния:
- устойчивый интерес, творческий подъем, убежденность, сомнение,
апатия, угнетенность, стресс и т.д.
Свойства личности:
- направленность: темперамент, характер, способности и т.д.
- образования: знания, навыки, умения и т.д.
Коллектив - достигшая, в процессе группа людей объединенных общими целями и задачами социальной деятельности, высокого уровня развития.
Психология коллектива - психические явления происходящие в процессе взаимодействия членов коллектива.
Структура психологии коллектива: взаимоотношения, общественное мнение, коллективные настроения, традиции.
Социально-психологические явления: соревнование, соперничество,
самоутверждение, внушение, психологическая совместимость,
психологическое подражание, заразительность, конформизм и т.д.
Все эти определения дают поверхностное понятие о науки психологии, но не трудно заметить, что все перечисленное, так или иначе, влияет на безопасность человека в процессе деятельности и в частности в труде.