Общие понятия психологии

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методическое пособие

Пермь 2007 г.

УДК

Лонский О.В. Психологические аспекты безопасности производственной деятельности. Методическое пособие. Пермь: ПГТУ 2007, 44 с.

Методическое пособие предназначено для студентов технических ВУЗов, изучающих курсы «Безопасность жизнедеятельности» и «Психология безопасности труда». В работе показаны основные психологические факторы, влияющие на безопасность труда, и приведены методы снижения их влияния. Пособие может быть полезно специалистам по охране труда работающим на производстве.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 5

1.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ.............................................. 5

2.ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ
НАУК.......................................................................................................... 6

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ИХ ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА..................................... 8

3.1. Основные группы психологических условий,

влияющих на безопасность труда........................................................ 8

3.2. Влияние свойств личности на безопасность труда...................... 12

3.3. Мотивы и их влияние на безопасность........................................ 13

3.4. Влияние темперамента на безопасность труда........................... 16

3.5. Влияние опыта на безопасность труда....................................... 18

3.6. Влияние особенностей внимания и познавательной

деятельности на безопасность труда................................................. 20

3.7.Психические состояния и их влияние на безопасность труда.... 21

3.8. Влияние внешних факторов на психологическое состояние
работника.................................................................................................. 25

4. ПСИХОДИАГНОСТИКА И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОСТОЯНИЙ…………………………………26

4.1. Психодиагностика…………………………………………………...26

4.2. Профилактика неблагоприятных состояний……………………….27

4.2.1.Внешние способы коррекции………………………………………28

4.2.1.1. Оптимальный режим труда и отдыха…………………………...28

4.2.1.2. Функциональная музыка………………………………………...28

4.2.1.3. Фармакологические средства…………………………………….29

4.2.1.4. Питание…………………………………………………………….30

4.2.1.5. Внушение и гипноз………………………………………………..30

4.2.2. Внутренние способы коррекции……………………………………30

4.2.2.1. Обучение и психологическая готовность………………………...30

4.2.2.2. Специализированная гимнастика………………………………….31

4.2.2.3. Нервно мышечная релаксация……………………………………..31

4.2.2.4. Аутогенная тренировка……………………………………………..31

Приложение……………………………………………………………….32

"МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ"

Литература.......................................................................................... 43


ВВЕДЕНИЕ

Тема безопасности деятельности и, в частности, безопасности труда входит в учебные программы курса "Безопасность жизнедеятельности", а также является самостоятельным курсом для студентовНаправления - 656500 «Безопасность жизнедеятельности», специальности - 330500 «Безопасность технологических процессов и производств» (БТПП) заочного отделения.

Пособие может быть использовано студентами старших курсов для подготовки по курсу "Безопасность жизнедеятельности" и при разработки раздела дипломного проекта.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ

Психология-это наука о закономерностях, принципах, методах функционирования психики человека и психических явлений в коллективах людей.

Психика-функция нервной системы по отражению воздействий внешнего и внутреннего мира человека и регулированию соответственно этим воздействиям его действий.

Каждый взрослый человек это личность, сформировавшаяся в процессе общения с обществом себе подобных. Личность в ее своеобразии есть индивидуальность. Она проявляется в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах.

Основные формы проявления психики следующие.

Процессы:

- познавательные (ощущения, восприятие, память, мышление,
воображение, речь, внимание);

- эмоционально-волевые (чувства, воля).
Состояния:

- устойчивый интерес, творческий подъем, убежденность, сомнение,
апатия, угнетенность, стресс и т.д.

Свойства личности:

- направленность: темперамент, характер, способности и т.д.

- образования: знания, навыки, умения и т.д.

Коллектив - достигшая, в процессе группа людей объединенных общими целями и задачами социальной деятельности, высокого уровня развития.

Психология коллектива - психические явления происходящие в процессе взаимодействия членов коллектива.


Структура психологии коллектива: взаимоотношения, общественное мнение, коллективные настроения, традиции.

Социально-психологические явления: соревнование, соперничество,
самоутверждение, внушение, психологическая совместимость,

психологическое подражание, заразительность, конформизм и т.д.

Все эти определения дают поверхностное понятие о науки психологии, но не трудно заметить, что все перечисленное, так или иначе, влияет на безопасность человека в процессе деятельности и в частности в труде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: