АМОРФНЫЙ очень инертен. Он никогда не делает больше того, что ему велено. Его ум незатейлив. Он с готовность откладывает на завтра все, что можно сделать сегодня. Его поступки лишены элементарной пунктуальности.
АПАТИЧНЫЙ тоже безразличен к тому, что делает. Он способен удовлетворительно выполнять повседневную работу, требующего определенного порядка.
Всегда в ровном расположении духа, он получает определенное удовольствие от одиночества. Но его одиночество бедно.
Лица, наделенные таким характером, наименее услужливы и наиболее безразличны к другим.
Само собой разумеется, что описанные выше характеры встречаются довольно редко. Это все «чистые» типы. В действительности они сочетаются друг с другом. Кроме того, на эти черты характера оказывают культурные, моральные факторы, которые либо усиливают их, в зависимости от обстоятельств и их требований, либо ослабляют.
Период | Ведущий вид дея-тельности | Ведущий тип общения | Центральное возрастное образование | Советы старшему вожатому |
Особенности поведения | ||||
Дошколь-ное дет-ство (5-8 лет) | Сюжетно-ролевая игра | Внеситуативно – личностное общение с близкими взрослыми + общение со сверстниками | Возникает способность управлять собой и своим поведением; • формируется мотивационно – потребностная сфера; • формируется готовность к школьному обучению; • начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности, ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах, переживаниях, понимать себя как личность. | • Организация подвижных игр при ограничении прыжков и бега; • Развитие умения лазать и пользоваться качелями; • Использование ритмических видов деятельности; пение, драматические постановки; • Обучение правильным навыкам труда; • Обеспечение конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении; • Представление детям свободы действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка жизни детского лагеря и т.п.) |
• Сохраняется доверие к взрослому; • Высокий уровень активности; • Стремление научиться отличать, что такое «хорошо», что такое плохо; • Понимание различий пола; • Стремление к общению вне семьи; • Стремление получить время на самостоятельные занятия; • Ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным. | ||||
Младший школьный возраст (9-11 лет) | Учебная деятель-ность | Общение со сверстниками приобретает значимый характер | Качественно новый уровень регуляции поведения и деятельности. Складываются: • Рефлексия, анализ; • Внутренний план действий; • Развития нового познавательного отношения к действительности; • Ориентация на группу сверстников. | • Учет того обстоятельства, что дети этого возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале; • Использование таких видов деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности; • Организация коллективных спортивных игр, занятий по интересам; • Организация разумного руководства; разумное направление пробуждающихся интересов к окружающему миру; стремление обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей |
• Появляется хороший друг того же возраста; • Ребенок входит в группу детей; • Начинается осмысленная оценка, а не только осуждение или безумное восхищение другими; • Поведение дифференцируется: мальчики – шумят, девочки – хихикают, шепчутся; • Формируется агрессивность у мальчиков, подчиненность у девочек; • Энергичны, быстры в действии, настойчивы, обладают энтузиазмом; • Часты беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности; • Любят коллективные игры; • Влюбчивы; • Боятся поражения, чувствительны к критике; Интересы постоянно изменяются; • Осознают себя в группе; • Стремление к соперничеству; • Шумны, спорят; Начало осознания моральных устоев; • Стремление к независимости от семьи. | ||||
Отрочество (10-11 лет 13-14 лет) | Профес-сионально-личностное общение | Общение со сверстниками | Становление нового уровня самосознания; • «Я» - концепция; • Выработка «кодекса товарищества»; • Укрепление чувства взрослости; • Формирование осознанных личностных интересов, мотивации учения; • Начало процесса полового созревания. | • Организация коллективных игр (различных для мальчиков и девочек); • Предпочтение спортивным играм; • Использование общего энтузиазма при выполнении порученных заданий. |
Отчуждение от взрослого в стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию; • Интерес к группе сверстников; • Мальчики склонны к групповому поведению; • Мальчики и девочки дразнят друг друга, наблюдается развитие антагонизма между ними; Мнение группы более важно и значимо, чем взрослых; • Сопротивление критике; • Проявляется интерес к заработку; • Поиск кумира; • Усиление любви к некоторым взрослым. | ||||
Старший школьный возраст (14-15 лет 16-17 лет) | Вопрос открыт. У исследо-вателей нет единой точки зрения | Морально-личностное, интимное общение | Быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанные с выбором будущей профессии; • Личностное самоопределение; • Идентичность – чувство обретения адекватности и владение личностью, собственное «Я», независимое от изменения ситуации. | • Оказание помощи подросткам в том, чтобы все они были приняты своими сверстниками; • Руководство поведением подростков построить себя так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых; • Создание необходимых условий для отдыха; • Учет возрастных особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу; • Для мальчиков лучше организовать спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и т.д. |
Интерес к общению с отдельными сверстниками; • Возникает интерес к лицам противоположного пола; • Девочки интересуются мальчиками раньше, чем мальчики девочки; • Беспокойство о внешности; • Рост социальной активности; • Привыкание к своему телу; • Поиск себя; • Определение в выборе профессии; • Возникновение первой любви; • Проявляются крайности поведения типа: «Я знаю все!». |
|
|
|
|