Нартова – Бочавер С.К. Дифференциальная психология. – М.: Флинта, МПСИ, 2008.
Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. СПб.: Питер, 2011.
Дополнительная
1. Аугустинавичюте, А. Соционика: Введение/ А. Аугустинавичюте. – СПб., Terra Fantastica, 1998.
2. Блюм, Г. Психоаналитические теории личности/Г. Блюм. - М.: КСП, 1996.
3. Лазурский, А.Ф. Очерк науки о характерах /А.Ф. Лазурский. - М.: Наука, 1995.
4. Леонгард, К. Акцентуированные личности/К. Леонгард. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000
5. Лесгафт П. «Семейное воспитание ребенка и его значение»/П. Лесгафт. – Избранные педагогические сочинения. Т.1. – М.: Изд. АПН РСФСР, - 1951
6. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/А.Е. Личко. –Л.: Медицина, 1983.
7. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ /С. Мадди. – СПб.: Изд-во "Речь", 2002.
8. Платон. Политика, или государство / Платон, Аристотель. Политика. Наука об управлении государством. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003.
9. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: Астрель, 2008.
|
|
10. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. – Бахрах-М, 2009.
11. Прутченков, А.С., Сиялов, А.А. Эй ты, параноик!!! (О психотипах личности, о диагностике акцентуаций характера детей и педагогической помощи им)/ А.С. Прутченков, А.А. Сиялов. – М.: Новая школа, 1994.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2011. - 720с.
13. Оллпорт Г.В. Личность в психологии/Г.В. Олпорт. – «КСП+», М.; «Ювента», СПб, 1998.
14. Феофраст. Характеры /Феофраст// Древняя Греция. — Л.: Наука, 1974.
15. Фромм, Э. Бегство от свободы/Э. Фромм. – Минск: Харвест, 2004.
16. Юнг, К.Г. Психологические типы/К.Г. Юнг. - (под ред. В. Зеленского), Спб.:Азбука, 2001.
Творческое задание
- Прочтите монографию и статьи о типологиях характера одного из указанных авторов (А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, Б.С. Братусь, А. Е. Личко, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм и др.) и выделите основные положения, касающиеся этой категории.
- Подготовьте сообщение или презентацию об одной из типологий характера
- Сформулируйте несколько спорных положений, встречающихся в той или иной типологии характера
- Разработайте примерную программу работы с ребенком, подростком, имеющим определенное нарушение характера.
Контрольные вопросы.
1. Что такое тип характера.
2. Как соотносятся тип характера и индивидуальные его особенности.
3. Какие существуют типологии характера
4. Каковы отличительные особенности психологических типологий характера.
5. Назовите отличительные особенности социокультурных типологий характера.
6. В чем состоит специфика социальных типологий характера.
|
|
7. Каковы особенности клинических типологий характера.
8. Каковы основные положения типологии характера А.Ф. Лазурского.
9. Рассмотрите основные положения о типах характера в классическом психоанализе.
10. Рассмотрите типологию характера, основанную на понятии акцентуация.
11. Основные представления К. Юнга о характере.
12. Опишите детские (школьные) типы характера Ф. Лесгафта.
13. Выделите основные параметры типологии характера Э. Фромма.
14. Что лежит в основе типологии характера по А.Адлеру.
15. Назовите формы девиантного поведения.
16. Перечислите социальные детерминанты девиантного поведения.
17. Перечислите биологические предпосылки отклоняющегося поведения.
18. Раскройте характер взаимодействия социальных и биологических факторов поведения личности.
19. Назовите психологические факторы развития девиантного поведения.