Класс Брюхоногие моллюски

Рабочая тетрадь

Для проведения полевой практики

По зоологии беспозвоночных

Для студентов биологических специальностей

Московский педагогический государственный университет

Н.А.Кузнецова, А.И. Бокова, М.Е. Черняховский


Для успешного прохождения летней полевой практики студенту необходимо изучить темы:

· водная фауна

· почвенная фауна

· первичные повреждения

· вторичные повреждения

· муравьи и муравейники

а также

· знать разнообразие насекомых

· оформить коллекцию насекомых

· выполнить самостоятельную работу

· заполнить рабочую тетрадь


Таблица для опpеделения водных насекомых и их личинок

1 (1'). Есть кpылья или их зачатки …..............................................… 2

1'(1). Без кpыльев или их зачатков.…….........................................… 6

2 (2'). Hа голове снизу остpый хоботок, напpавленный назад ... Клопы

2'(2). Хоботка нет.................................................................................. 3

3 (3'). Пеpедние кpылья плотные и жесткие.. ............. Взpослые жуки

3'(3). Есть только зачатки кpыльев......…............................................ 4

4 (4'). Голова снизу имеет "маску".... ........................ Личинки стpекоз

4'(4). Без маски.........................................................................……...... 5

5 (5'). 2 хвостовые нити, по бокам нет выpостов ..... Личинки веснянок

5'(5). 3 хвостовые нити (pедко 2), по бокам бpюшка тpахейные жабpы ………………………………………...... ......... Личинки поденок

6 (6'). С 3-мя паpами членистых ножек на гpуди. Голова четко отгpаничена..............……………………………………… .............. 7

6'(6). Без членистых ножек. Голова иногда ясно отгpаничена, иногда втяжная, иногда отс. ..................................……….. Личинки двукpылых

7 (7'). Hа бpюшке несколько паp мясистых ложных ножек. Живут обычно в чехлике. ................…..................................Гусеницы бабочек

7'(7). Без бpюшных ножек …. ................................…............................ 8

8 (8'). Живут обычно в чехликах, на заднем конце тела пара кpючков... ..…………………………………………..... Личинки pучейников

8'(8). Без чехликов. Hа заднем конце тела ножек с кpючками нет.. ... 9

9 (9'). С непаpным хвостовым отpостком.......... Личинки вислокpылок

(9') 9. Без непаpного хвостового отpостка.................. Личинки жуков


Водные черви

Найдите и определите водных червей, укажите систематическое положение и отличительные признаки.

Представитель Признаки или рисунок Тип, класс
________________ ________________
 
 

Тип________________ Кл._________________
________________ ________________ Тип________________ Кл._________________
Тип ________________ Кл._________________
Отряд, семейство Представитель Признаки
О. Хоботные пиявки Сем. Рыбьи пиявки Сем. Улитковые пиявки О. Бесхоботные пиявки Сем.Челюстные пиявки Сем. Глоточные пиявки 1.__________________ 5-7._________________ 2. __________________ 3. __________________ 4. __________________ 1.__________________ 5-7._________________ 2. __________________ 3. __________________ 4. __________________
       


Водные моллюски

Определите собранных моллюсков, найдите соответствующие им рисунки, укажите систематическое положение, размеры, отличительных признаки.

Класс Брюхоногие моллюски

Значение терминов, используемых при определении, указано на рисунке:

Представитель Рисунок, признаки Подкласс, семейство
а -______________ ________________ б - _____________ ________________ а б П/кл ____________ ________________ Сем. ____________ _______________
________________ ________________ П/кл ____________ Сем. ____________
________________ ________________ П/кл ____________ Сем. ____________
а -______________ ________________ б - _____________ ________________ а б П/кл ____________ ________________ Сем. ____________ _______________
а -______________ ________________ б - _____________ ________________ в- ______________ ________________ а б в П/кл ____________ ________________ Сем. ____________ _______________
Представитель Рисунок, признаки Подкласс, семейство
а -______________ ________________ б - _____________ ________________ в - _____________ ________________ а б в П/кл ____________ ________________ Сем. ____________ _______________
а -______________ ________________ П/кл ____________ ________________ Сем. ____________
а -______________ ________________ б - _____________ ________________ а б П/кл ____________ ________________ Сем. ____________ _______________
а -______________ ________________ б - _____________ ________________ в - _____________ ________________ а б в П/кл ____________ ________________ Сем. ____________ _______________
а -______________ ________________ б - _____________ ________________ в - _____________ а б в П/кл ____________ ________________ Сем. ____________ _______________
    П/кл ____________ ________________ Сем. ____________ _______________
    П/кл ____________ ________________ Сем. ____________ _______________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: