Цель: Используя методы сравнительной анатомии, найти черты сходства в строении кожных покровов, пищеварительной и дыхательной систем хордовых животных как отражение единства их происхождения, и черты различия – как отражение прогрессивного и приспособительного характера эволюционного процесса.
Изучить строение кожи хордовых животных: ланцетника, рыбы, лягушки, ящерицы, млекопитающего и человека; проследить гомологию в строении пищеварительной и дыхательной систем различных классов хордовых животных и основные направления филогенеза этих систем.
Задачи:
1. Изучить строение и основные этапы филогенеза кожных покровов, пищеварительной и дыхательной системы хордовых.
2. Рассмотреть филогенетически обусловленные пороки развития пищеварительной и дыхательной систем.
В результате изучения материала студент должен:
Знать:
До изучения темы:
1. Основные эволюционные преобразования кожных покровов, пищеварительной и дыхательной систем.
После изучения темы:
1.Онтофилогенетически обусловленные пороки развития кожных покровов, пищеварительной и дыхательной систем.
|
|
Уметь:
1.По микро- и макропрепаратам дифференцировать строение различных систем органов у низших и высших хордовых (ланцетника, лягушки,крысы).
2.Приводить примеры гомологии органов;
3.Объяснять аномалии развития органов с филогенетических позиций.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.
2). Ответить на вопросы для самоконтроля:
- Основные этапы эволюции кожных покровов хордовых.
- На каком этапе эволюции сформировалась пищеварительная система? Значение пищеварительной системы.
- Строение пищеварительной системы хордовых животных.
- Роль пищеварительных желез.
- Эволюция зубов позвоночных животных.
- На каком этапе эволюции возникла дыхательная система?
- Основные ароморфозы в дыхательной системе хордовых.
- Принцип смены функций Дорна в развитии пищеварительной и дыхательной систем.
- Онтогенетические и филогенетические корреляции в эволюции пищеварительной и дыхательной систем.
3). Оформить в альбоме и заполнить таблицы:
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОЖНЫХ ПОКРОВОВ