Транспорт

Транспорт — одна из отраслей, которая формирует ин­фраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех гс элементов. Управление отраслью осуществляют Минис­терство транспорта и коммуникаций.

Место и роль транспорта в экономике Беларуси характе­ризуются такими показателями, как доля транспорта в ва­ловом внутреннем продукте - 8,9 %, в основных средствах страны - 26,0 %, использование инвестиций в основной капитал - 2 %. В транспортном комплексе трудится 7,7 % занятых в экономике (2009 г.). Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции. Он ежегодно потребляет примерно 6 % произ­водимой электроэнергии, 66 % бензина, 52 % дизельного топлива.

Транспорт как вид хозяйственной деятельности подраз­деляется на транспорт общего и необщего пользования.

По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой. В 2009 году транспортом переве- (пю грузов 245,3 млн тонн.

Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, реч­ной), воздушный, трубопроводный, гужевой.

Железнодорожный транспорт. Это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по же­лезным дорогам. Он отличается от других видов наземного транспорта массовостью потоков разнообразных грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью их пе­ревозок на большие расстояния. В Республике Беларусь грузооборот железнодорожного транспорта в 2009 г. соста­вил 42,7 млрд. т/км (76 % всех выполняемых в республи­ке грузовых перевозок без учета трубопроводного транс­порта), пассажирооборот - 7,4 млрд. пассажиро-км (почти 37,4 % пассажирских перевозок). Эксплуатационная длина железных дорог Беларуси - 5,5 тыс. км, в том числе двух­путных - 1,6 тыс. км (28,5 %), из которых более полови­ны (0,9 тыс. км) электрифицированы. Кроме того, около 4 тыс. км приходится на подъездные железнодорожные пути промышленных предприятий и организаций. Про­цент обновления пассажирского парка за счет всех источ­ников финансирования составляет 2,4 %, грузового -6%.

Техническое оснащение БЖД в основном соответствует Евростандарту и характеризуется следующими параметра­ми: 30 % эксплуатационной длины железнодорожных линий составляют двухпутные линии; 67 % общей эксплуатацион­ной длины железных дорог оборудовано автоблокировкой, из которых 58,5 % - диспетчерской централизацией, 34 % - полуавтоматической блокировкой, 97,7 % стрелок включе­но в электрическую централизацию.

Автомобильный транспорт. Осуществляет перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям, подразделяет­ся на грузовой и пассажирский.

Грузовой автомобильный транспорт перевозит 24 % всех грузов, главным образом на короткие и средние расстояния.. Его удельный вес в грузообороте относительно невелик из- за небольшой дальности перевозок. Так, в общем грузообо-і роте всех видов транспорта общего пользования на автомо-' бильный приходится 10,8 %, в то же время именно этот вид; транспорта отличается высоким уровнем занятости - около' четверти всех работающих на транспорте.

15 республике функционирует Государственная про­грамма «Дороги Беларуси» на 2006-2015 гг., которая пре­дусматривает создание условий для развития национально жопомики, обеспечение безопасности и обороноспособнос- IN, реализация социальной политики государства, а также 11 рограмма «Развития придорожного сервиса».

Внутренний водный транспорт - удельный вес в пере­понке грузов и пассажиров за последние годы значительно ((жратился: в 2009 г. им перевезено 0,15 % грузов, пассажир­ские перевозки водным транспортом в 2009 году составляет 0,02 % перевезенных всеми видами транспорта.

Общая протяженность эксплуатационных водных путей (оставляет около 1800 км, которые полностью используются для судоходства транспортом общего пользования в течение всей навигации. По габаритам судового хода около 700 км подных путей относится к магистральным участкам рек, ос­тальные участки рек по условиям судоходства - к малым ре­кам. Регулярное круглосуточное судоходство осуществляет­ся по водным путям протяженностью менее 500 км.

В соответствии с «Программой развития внутреннего полного и морского транспорта до 2010 года», утвержден­ной постановлением Совета Министров Республики Бела­русь от 26.03.2003 № 407, планировалось осуществить при­обретение в 2008 году морского судна.

Актуальным для Беларуси является создание и разви­тие морского флота. В настоящее время, не имея прямого иыхода к морю, республика использует перевозки морским транспортом на иностранных судах через порты России, I >алтии, Украины, на которые имеется выход национальной железнодорожной сети в прямом сообщении.

Воздушный транспорт. Этот вид транспорта осущест­вляет перевозки пассажиров и грузов воздушным путем. Для него характерны высокие скорости движения (от 300 до 2000 км/ч). Он используется прежде всего для перевозки пассажиров и почты, а также дорогих, скоропортящихся и срочных грузов на большие расстояния.

В 2009 году грузооборот составил 0,09 % тонно-километ­ров, а на пассажирские перевозки воздушным транспортом приходилось 6,5 %.

Перспективы развития воздушного транспорта Белару­си связаны в основном с расширением пассажирских перевозок; авиация по-прежнему будет применяться в межгосу­дарственных и международных перевозках пассажиров на дальние и сверхдальние расстояния.

В Республике Беларусь действовала Программа развития гражданской авиации Республики Беларусь на 2001-2005 гг., в которой были отражены важнейшие направления разви­тия отрасли, позволяющие стабилизировать, а затем повы­сить экономичность авиатранспортного процесса, а также создать условия, при которых качество авиаперевозок будет соответствовать международным стандартам. Важнейшим направлением развития гражданской авиации Республики Беларусь является обеспечение безопасности полетов, рен­табельной и прибыльной работы авиапредприятий, расши­рение объемов применения авиации в экономике страны, об­новление регулярных полетов на местных авиалиниях и др.

Трубопроводный транспорт осуществляет передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых грузов по трубопроводам под давлением, которая обеспечивается на­сосными станциями. Предназначен главным образом для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Различают магистральный и промышленный трубопроводный транс­порт. К магистральному трубопроводному транспорту отно­сятся трубопроводы, по которым транспортируют продукты от мест добычи или производства к местам переработки или потребления. Промышленный трубопроводный транспорт используется для транспортировки грузов в пределах про­изводственного предприятия для продолжения технологи­ческого процесса. Трубопроводный транспорт характери­зуется большой экономичностью - дешевизной перевозок и высокой производительностью труда, сравнительно не­большими удельными капиталовложениями трубопровод­ного транспорта в национальной экономике Беларуси опре­деляется следующими данными: он занимает второе место в общем объеме перевозимых грузов и первое место в грузоо­бороте всех видов транспорта общего пользования.

В Беларуси действует следующая система магистраль­ных газопроводов, по которой осуществляется транзит рос­сийского природного газа: Торжок - Минск - Ивацевичи;' Ивацевичи — Долина; Кобрин - Брест — государственная граница; Волковыск - государственная граница; Торжок -

Долина; Ивацевичи - Вильнюс - Рига; Минск - Вильнюс; М инск - Гомель.

Нефтепроводный транспорт - наиболее эффективный иид транспортировки сырой нефти; представляет собой комплекс сооружений в составе трубопроводов, насосных станций, хранилищ. Общая длина магистральных нефтеп­роводов на территории Беларуси - 3,0 тыс. км и нефтепро- дуктопроводов по перекачке бензина и дизельного топли- нл - 1,2 тыс. км.

В Беларуси действуют три магистральных продук- топровода, по которым перекачивают дизельное топливо п бензин: Унеча - Полоцк, Унеча - западная граница, Но- вонолоцк - Минск (Фаниполь). Первые два нефтепродук- то провода проходят в одних коридорах с нефтепроводами п выполняют в основном транзитную перекачку нефтепро­дуктов за пределы страны.

Связь

Связь - отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь играет важную роль в производственно-хо­зяйственной деятельности общества, управлении государс­твом, системой обороны и всеми видами транспорта, а так­же для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомленности населения.

Развитие систем связи и информатизации стало одним из важнейших приоритетов научно-технической и экономи­ческой политики Республики Беларусь.

Связь в Республике Беларусь подразделяется на почто­вую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, те­левидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевиде­ние и радиовещание).

Почтовая связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему - проводит регу­лярную пересылку письменной корреспонденции, периоди­ческих изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с помощью транспортных средств. Услуги почтовой связи населению, предприятиям, организациям,

учреждениям предоставляют 118 городских и районных уз­лов связи и около 4 тыс. отделений связи. Среди предпри­ятий почтовой связи наиболее крупньш является «Минская почта», почтамты в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Моги­леве. Создана служба ускоренной международной доставки почты «Экспресс-почта» (1991 г.). На перевозке почты и пе­риодических изданий задействовано более 100 вагонов, око­ло 1000 автомобилей, авиатранспортом отправляется более 85 т почты.

Электросвязь. Ее развитие в Республике Беларусь имеет положительные тенденции. Из года в год растут плотность, протяженность междугородных и международных каналов связи (в последние годы в основном цифровых), объем пре­доставляемых услуг и их качество.

Телефонная связь. Прирост числа телефонных аппара­тов сети общего пользования или имеющих на нее выход за 1991-2003 гг. составил 1,5 млн шт. и их общее количество достигло 3,2 млн абонентов. Число квартирных телефон­ных аппаратов достигло 2,6 млн шт., причем их доля в об­щем количестве телефонных аппаратов возросла с 68,4 % (1990 г.) до 80,2 %. Количество таксофонов значительно возросло в сельской местности (на одну треть), в городах увеличивается удельный вес таксофонов с карточной сис­темой оплаты.

Видеотелефонную связь осуществляет самое крупное государственное предприятие электросвязи «Белтелеком». Оно обеспечивает телефонные переговоры практически с любым городом мира, оказывает Интернет-услуги, обеспе­чивает спутниковую связь и рассылает письма по электрон­ной почте.

Телеграфная связь осуществляет передачу на расстояние буквенно-цифровых сообщений - телеграмм или фототе­леграмм. Отличительная особенность телеграфной связи — документальность, так как сообщение вручается адресату в виде печатного текста. Она получила значительное разви­тие в сфере управления, деловой и коммерческой связи, ис­пользуется также при передаче данных.

Наиболее крупные телеграфы функционируют в Минс­ке, Гродно, Могилеве, Витебске, Гомеле, Бресте. В Минске работает центр коммутации извещений емкостью 480 кана-

■mi! с пропускной способностью три и более телеграмм за се- купду. Создана разветвленная сеть абонентского телеграфа (и летайпов), прямых соединений и передачи данных. Из других средств документальной связи используются телекс - и телефаксные аппараты, сеть передачи данных с пакетной коммутацией БелПак и электронный почтамт.

На 01.01.2008 г. телефонная плотность на 100 человек достигла уровня 35 телефонов, к сети передачи данных под­ключено более 37,6 тыс. абонентов, в т. ч. абонентов с досту­пом в сеть Интернет - 27,7 тыс.

По состоянию на 01.01.2008 г. 57, 3 % коммутационного (юорудования местных телефонных сетей в республике со- (тавляют цифровые АТС.

Значительное развитие за последние годы получила мо­чильная связь. Она предназначена для передачи информа­ции между перемещающимися абонентами. К мобильным системам связи относится сотовая телефонная связь, пейд­жинг и радиотелефонная связь.

Сотовая телефонная связь осуществляется мобильными телефонами через стационарные базовые станции, каждая из которых имеет определенную зону обслуживания (соту)

11 соединена в единую сотовую сеть. Действующая в Белару- (II аналоговая технология соответствует международному стандарту NMT (Nordic Mobil Telephon System). Аналого- ную сотовую связь обеспечивает совместное белорусско-ан- I лийское предприятие «БЕЛСЕЛ», которое с 1993 г. интен- сивно развивает телекоммуникационные услуги, а в 2003 г. освоило новый стандарт сотовой связи Cdma-2000.

На телекоммуникационном рынке Беларуси ведущи- м и операторами сотовой связи являются два предприятия: СП «Мобильная цифровая связь» (МЦС, торговая марка VELCOM) и СП «Мобильные телесистемы» (МТС), одна­ко в последнее время появились и другие операторы.

Приоритетными направлениями дальнейшего развития () I расли являются: создание условий для внедрения новей- IIIих технологий, модернизация средств и систем связи, рас­ширение номенклатуры и повышение качества услуг, сни­жение эксплуатационных расходов.

Особое внимание будет уделено организации доступа к сети Интернет и развитию таких новых современных услуг связи, как «Электронная почта», международная ускоренная почта EMS, внутриреспубликанская ускоренная почта «Экспресс», а также созданию нетрадиционных услуг, пре­доставляемых предприятиями связи.

Для развития и модернизации материально-техничес­кой базы отрасли «Связь» предусматривается построение магистральных внутризоновых волоконно-оптических ли­ний связи; внедрение программно-управляемых цифровых коммутационных систем на всех уровнях сети электросвя­зи; постепенный переход от аналого-цифровой к полностью цифровой сети электросвязи; строительство сетей радиове­щания и цифрового телевидения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: