Операции процессов продажи | Методы выполнения операций |
1. Самостоятельный осмотр товаров покупателями | 1. Подготовка товаров к продаже: доставка товаров в таре-оборудовании от поставщиков непосредственно в торговый зал магазинов; предварительная расфасовка продовольственных товаров в промышленности, в опте, в централизованных фасовочных цехах торговых организаций. |
2. Организация доступной для покупателей выкладки товаров в торговом зале: использование наиболее эффективных приемов выкладки товаров; рациональное размещение товаров в торговом зале; группировка товаров по потребительским комплексам и микрокомплексам в непродовольственных магазинах; применение линейной системы расстановки оборудования в торговом зале. | |
3. Организация хранения личных вещей покупателей по их желанию. | |
4. Обеспечение покупателей индивидуальными корзинками, тележками, лотками и т. д. | |
5. Организация внутримагазинной информации о размещении товаров в торговом зале, об оказываемых дополнительных услугах. | |
6. Помощь покупателям со стороны торгового персонала при выборе конкретных групп товаров. | |
2. Доставка отобранных товаров к узлу расчета и расчет за покупку | 1. Организация единого узла расчета как в продовольственных, так и в непродовольственных магазинах. |
2. Регулирование напряженности узлов расчета в соответствии с покупательским потокам по дням недели и часам дня. | |
3. Организация «экспресс-касс» для расчетов с покупателями, совершающими мелкие покупки. | |
4. Использование при расчетах «тандемного» метода. | |
5. Применение технических средств для ускорения расчетов, в том числе: быстродействующих кассовых аппаратов; приставок к кассовым аппаратам для автоматической выдачи сдачи; автоматизированных кассовых аппаратов. | |
6. Исключение повторного контроля покупок. | |
7. Использование телевидения для контроля за покупками. |
• использовать промышленное телевидение и другие средства контроля за осмотром и отбором товаров;
|
|
• применять тактичные формы воспитательною воздействия на покупателей.
76___________________________ Глава 4. Торговое обслуживание населения
Продажа товаров по образцам — это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность самостоятельно или с помощью продавца выбрать товары по выставленным в торговом зале образцам и после оплаты покупки в кассе получить товары, соответствующие им, непосредственно в магазине или за дополнительную плату оформить их доставку на дом.
Особенность этой формы обслуживания заключается в том, что в торговом зале выставляют только образцы товаров, предлагаемых к реализации, а рабочие запасы этих товаров могут находиться в кладовых магазинов, на складах производителя или оптового продавца. Это позволяет на сравнительно небольшой торговой площади представить товары в широком ассортименте, а покупателям — самостоятельно и быстро ознакомиться с ними. Организация продажи товаров по образцам требует, чтобы все выставленные образцы имели хорошо оформленные ярлыки с указанием наименования изделия, артикула, сорта, изготовителя, цены и некоторых других данных, а продавцы могли дать по каждому образцу исчерпывающую консультацию.
|
|
Такой форме обслуживания покупателей присущи следующие методы выполнения операций процесса продажи (табл. 4.3).
По образцам целесообразно продавать товары, требующие отмеривания и нарезки (ткани, стройматериалы и пр.), а также технически сложные и крупногабаритные изделия (мебель, холодильники, телевизоры, стиральные машины и пр.).
Продажа товаров по каталогам — это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность совершить покупку, выбран товар по каталогу в магазине, в почтовом отделении связи, на оптовом предприятии. Продажа по каталогам может применяться как для непродовольственных, так и для продовольственных товаров. Розничная торговля непродовольственными товарами чаще осуществляется базами Посылторга по каталогам, имеющимся в почтовых отделениях городов и поселков. Покупатели выбирают товары и направляют заказы базе. База выполняет заказы и направляет их в адрес покупателей посылками с оплатой товаров, упаковки и почтовых расходов наложен иым iикпежом.
Экономическая выгода магазинов от продажи продовольственных товаров по каталогам обусловливается получением дополнительного товарооборота на тех же торговых площадях, возможностью рационально использовать труд работников магазина. В каталоги, помимо отдельных товаров, целесообразно включать стандартные наборы продуктов.
4.1. Формы торгового обслуживания покупателей и методы продажи товаров 77
Таблица 4.3