При самообслуживании

Операции процессов продажи Методы выполнения операций
1. Самостоятельный осмотр товаров покупателями 1. Подготовка товаров к продаже: доставка товаров в таре-оборудовании от поставщиков непосредственно в торговый зал магазинов; предварительная расфасовка продовольственных товаров в промышленности, в опте, в централизованных фасовочных цехах торговых организаций.
2. Организация доступной для покупателей выкладки товаров в торговом зале: использование наиболее эффективных приемов выкладки товаров; рациональное размещение товаров в торговом зале; группировка товаров по потребительским комплексам и микрокомплексам в непродовольственных магазинах; применение линейной системы расстановки оборудования в торговом зале.
3. Организация хранения личных вещей покупателей по их желанию.
4. Обеспечение покупателей индивидуальными корзинками, тележками, лотками и т. д.
5. Организация внутримагазинной информации о размещении товаров в торговом зале, об оказываемых дополнительных услугах.
6. Помощь покупателям со стороны торгового персонала при выборе конкретных групп товаров.
2. Доставка отобранных товаров к узлу расчета и расчет за покупку 1. Организация единого узла расчета как в продовольственных, так и в непродовольственных магазинах.
2. Регулирование напряженности узлов расчета в соответствии с покупательским потокам по дням недели и часам дня.
3. Организация «экспресс-касс» для расчетов с покупателями, совершающими мелкие покупки.
4. Использование при расчетах «тандемного» метода.
5. Применение технических средств для ускорения расчетов, в том числе: быстродействующих кассовых аппаратов; приставок к кассовым аппаратам для автоматической выдачи сдачи; автоматизированных кассовых аппаратов.
6. Исключение повторного контроля покупок.
7. Использование телевидения для контроля за покупками.

• использовать промышленное телевидение и другие средства кон­троля за осмотром и отбором товаров;

• применять тактичные формы воспитательною воздействия на покупателей.


76___________________________ Глава 4. Торговое обслуживание населения

Продажа товаров по образцам — это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность самостоятельно или с помо­щью продавца выбрать товары по выставленным в торговом зале об­разцам и после оплаты покупки в кассе получить товары, соответству­ющие им, непосредственно в магазине или за дополнительную плату оформить их доставку на дом.

Особенность этой формы обслуживания заключается в том, что в торговом зале выставляют только образцы товаров, предлагаемых к реализации, а рабочие запасы этих товаров могут находиться в кладо­вых магазинов, на складах производителя или оптового продавца. Это позволяет на сравнительно небольшой торговой площади представить товары в широком ассортименте, а покупателям — самостоятельно и быстро ознакомиться с ними. Организация продажи товаров по образ­цам требует, чтобы все выставленные образцы имели хорошо оформ­ленные ярлыки с указанием наименования изделия, артикула, сорта, изготовителя, цены и некоторых других данных, а продавцы могли дать по каждому образцу исчерпывающую консультацию.

Такой форме обслуживания покупателей присущи следующие ме­тоды выполнения операций процесса продажи (табл. 4.3).

По образцам целесообразно продавать товары, требующие отмери­вания и нарезки (ткани, стройматериалы и пр.), а также технически сложные и крупногабаритные изделия (мебель, холодильники, теле­визоры, стиральные машины и пр.).

Продажа товаров по каталогам — это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность совершить покупку, выбран товар по каталогу в магазине, в почтовом отделении связи, на оптовом предприятии. Продажа по каталогам может применяться как для не­продовольственных, так и для продовольственных товаров. Рознич­ная торговля непродовольственными товарами чаще осуществляется базами Посылторга по каталогам, имеющимся в почтовых отделени­ях городов и поселков. Покупатели выбирают товары и направляют заказы базе. База выполняет заказы и направляет их в адрес покупате­лей посылками с оплатой товаров, упаковки и почтовых расходов на­ложен иым iикпежом.

Экономическая выгода магазинов от продажи продовольственных товаров по каталогам обусловливается получением дополнительно­го товарооборота на тех же торговых площадях, возможностью раци­онально использовать труд работников магазина. В каталоги, поми­мо отдельных товаров, целесообразно включать стандартные наборы продуктов.


4.1. Формы торгового обслуживания покупателей и методы продажи товаров 77

Таблица 4.3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: