Национальная система образования в РБ включает образовательные учреждения, которые осуществляют:
Дошкольное воспитание
Общее среднее образование
Профессионально-техническое образование
Среднее специальное
Высшее образование
Подготовку научных и научно-педагогических кадров
Повышение квалификации и переподготовку кадров
Современную развитие национальной системы образования обусловлено, прежде всего, преобразованиями в социальной и экономической структуре белорусского общества, изменениями в политической ориентации РБ.
Основные принципы реформирования национальной системы образования:
• Доступность образования
• Равенство прав граждан на получение образования
• Единство образовательных и воспитательных задач
• Диверсификация (оптимальное разнообразие) образовательных учреждений
• Обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.
• Опора на отечественные традиции и зарубежный опыт развития образования
|
|
• Поэтапность проведения преобразований и их корректировка
• Участие общества в осуществлении преобразований и контроль за их эффективность.
31. Направления реформирования системы образования в Республике Беларусь.
Высшее образование – уровень основного образования, достигаемый на основе общего среднего образования, или профессионально-технического образования с общим средним образованием, или среднего специального образования в ходе последовательного и целенаправленного процесса обучения и воспитания, обеспечивающего подготовку квалифицированных специалистов, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, и завершающийся итоговой аттестацией, по результатам которой присваиваются соответствующая квалификация, а также степень магистра в случаях, предусмотренных законом.
Стратегическими целями реформирования системы высшего образования в РБ выступают:
a. повышение качества высшего образования в условиях его массовости;
b. формирование проф. мобильности специалистов, способствующей адаптации выпускников ВУЗа к постоянно изменяющимся условиям проф. деятельности;
c. воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности, способной активно участвовать в экономической и соц.-культ. жизни общества.
Основными направлениями развития высшей школы является разработка и внедрение в образовательный процесс ВУЗов:
- структурно-организационных изменений;
- содержательно-технологических инноваций;
- создание ресурсного обеспечения подготовки специалистов.
|
|
1. Структурно-организационные изменения направлены на совершенствование структуры высшего образования, что предполагает:
а) поэтапный переход к двуступенчатой системе проф. подготовки специалистов, включающей бакалавриат и магистратуру.
б) диверсификацию типов ВУЗов: высший колледж, институт, академия, университет.
2. Содержательно-технологические инновации связаны с обоснованием и внедрением нового содержания и технологий обучения, направленных на повышение качества подготовки специалистов в современных условиях. Разработка нового содержания обучения и технологий обучения предполагает:
• обновление или создание новых образовательных стандартов, учебных планов, программ двуступенчатой подготовки специалистов;
• качественное освоение студентами нового содержания обучения обеспечивается за счёт создания и использования учебно-методических комплексов, включающих курсы лекций, учебники и учебно-методические пособия, сборники задач, практикумы, тесты на бумажных и электронных носителях.
Перевод на профильное обучение учащихся 12-летней общеобразовательной школы следует считать новым этапом в осуществлении дифференциации обучения, что обусловлено рядом социально-педагогических факторов основным среди которых, по определению разработчиков, является «необходимость обеспечения преемственности в содержании, формах, методах и средствах обучения в общеобразовательной школе и учреждениях профессионального образования».
Таким образом, идеи дифференциации и индивидуализации обучения являются ключевыми в обновлении содержания и структуры реформируемой общеобразовательной школы.
Следует отметить одно из нововведений, практикуемых с 2003 в выпускных классах общеобразовательной средней школы, а именно — единый государственный экзамен (ЕГЭ). Принцип ЕГЭ заключается в том, что экзамены по определенным предметам сдают все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Смысл экзамена в следующем:
1) их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в вузы;
2) при проведении этих экзаменов на всей территории страны применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.
32. Развитие личности как педагогическая проблема. Роль обучения в развитии личности.
Развитие – целенаправленный процесс количественного и качественного изменения и преобразования личности, ведущие к повышению уровня ее развитости.
Основные составляющие развития:
1) духовное развитие – осмысление человеком своего места в обществе, появление ответственности перед людьми и обществом, стремление к нравственному самосовершенствованию
2) социальное развитие – вхождение человека в экономические, производственные, правовые, идеологические общественные отношения
3) психическое развитие – усложнение психических процессов и психических образований
4) физиологическое образование – изменение функций организма человека в области сердечно-сосудистой, нервной системы, пищеварительной, деторождения и т.д.
5) физическое развитие – изменение веса, роста, пропорций человека
Движущей силой развития личности является борьба противоречий между потребностями человека и возможностью их удовлетворения.
Теории развития личности:
1) реформистская – личность человека формируется по заранее определенной программе. Качества и свойства личности развиваются сами по себе, а воспитание и социальные условия только способствуют этому
2) теологическая – внутренняя программа развития личности связана с божественным назначением человека
|
|
3) этзистенциалистическая (крайний индивидуализм) – общество отрицательно влияет на развитие личности, и только в отрыве от него человек достигает совершенства, т.е. он сам и природа определяют развитие личности
4) биологизаторская – развитие индивида начиная с зародыша повторяет все остальные стадии, которые прошел человеческий вид в процессе развития
5) самопроизвольное развитие – человек развивается опираясь на наследственные факторы
6) психоаналитическая – либидо определяет развитие человека.
Роль обучения в развитии личности.
Обучение – взаимодействие между учащимися и обучающимися, это способ осуществления педагогического процесса по развитию личности через организованное усвоение обучающимся знаний, способов, действий.
Развитие – 2 разных и взаимосвязанных явления:
• биологическое органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур
• психическое развитие как умственное созревание
Точки зрения на соотношение обучения и развитие:
1) 2 независимых процесса, но обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. Не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, а нужно терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения
2) Не разделение обучения и развития, а отождествление.
3) Объединение 1 и 2. Обучение может идти не только вслед за развитием, но и впереди развития, продвигая его дольше и вызывая в нем новообразования.
33. Роль воспитания в формировании личности.
Важнейшие общие закономерности воспитания. Основная цель воспитания – формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности.
Принципы воспитания:
1) гуманизация воспитательного процесса 2) методы самовоспитания
Воспитание — социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки к общественной жизни и производительному труду. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.
|
|
Таким образом, воспитание — это целенаправленное формирование личности на основе формирования:
1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;
2) мировоззрения;
3) поведения (как проявления отношений и мировоззрения).
Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).
Различные типы обществ в разные исторические времена по-разному понимали цель и смысл воспитания. В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности становится основной целью (идеалом) современного воспитания.
Формирование личности – объективный и закономерный процесс, в ходе которого человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.
Формирование личности – это процесс освоения социальной сферы общественного опыта, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение