Х.-Г.Гадамер. Понимание как опыт. Роль традиции. Предрассудок как «предпонимание»

Х.-Г. Гадамер является основоположником философской герменевтики. Гадамер, опираясь в своих воззрениях на Хайдеггера, предлагает рассматривать герменевтику не в качестве учения о методе и механизмах понимания, а как учение о бытии. Позиция Гадамера в герменевтике состоит в онтологическом прочтении субъекта познания. Проблема понимания означает, что обращение к любому тексту требует, прежде всего, "опыт осмысления непрестанно продолжающего выражать себя средствами языка, осмысления, никогда не начинающегося с нуля и никогда не замыкающегося на бесконечности".

Гадамер оставляет за каждым интерпретатором не только способность, но необходимость личностного прочтения текста, его переосмысления и переоценки, или "переписывания". Интерпретация текста состоит не в воссоздании первичного авторского текста, а в создании собственного Авторского Текста, источником его – собственный - герменевтический - опыт. Этот опыт является основой, которая задает алгоритм понимания. Цель понимания состоит не в должной интерпретации текста, не в реконструкции идей и мнений интерпретируемого, но в активизации собственных мыслительных процессов через формирование диалоговой вопрос-ответной системы. Интерпретация текста становится продуктивной стороной герменевтического опыта.

Гадамер означает понимание как состояние, в котором открывается возможность достижения полноты бытия. Понимание способствует совершенствованию отношений с миром и другими людьми. Понимание всегда необратимо и всегда единично. Основанием такого понимания является герменевтический опыт – термин, введенный Гадамером. Существо истории составляют предрассудки. Гадамер исследует задачи исторической науки, по его мысли, у историка, обращающегося к какому-то историческому тексту, всегда есть некоторое «предварительное понимание» этого текста, заданное ему традицией, в которой он живет и мыслит. Он может корректироваться в процессе работы над текстом, но не может полностью освободиться от предпосылок своего мышления: беспредпосылочное мышление не существует, поскольку бытие – это время, а человеческий опыт конечен.

Для характеристики предварительного понимания он использует слово «предрассудок», который означает нечто, предшествующее рассуждению и размышлению, дорефлексивную установку сознания. Это неотъемлемая характеристика сознания, понимаемая исторически. Отрешиться от предрассудка полностью невозможно. Но возможно привести его во взвешенное состояние – в этом состоит задача историка. Предрассудок укоренен в традиции. Зная и понимая предрассудок, человек способен понять традицию, значит, понять время, в котором он живет, т.е. понять время, в котором живет "объект понимания". Предрассудок способствует передаче опыта, знакомству со временем, следовательно, является гарантом понимания. Предрассудок является условием предварительного понимания и задан традицией, уходящей корнями в культуру, социальные нормы, стандарты образа жизни. Предрассудок укоренен в языке. Именно язык несет в себе содержание предрассудка как предварительного суждения (до проверки на истинность). Язык является условием предварительного понимания. Совокупность авторитетных высказываний составляют суть традиции и выражают ее приказной авторитарный тон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: