Наука как социальный институт. Сциентизм и антисциентизм

Она понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же, как социальный институт. Третье, институциональное, понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Как социокультурный феномен, наука включает в себя многочисленные отношения, в том числе экономические, социально-психологические, идеологические, социально-организационные. Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Официальная наука всегда вынуждена поддерживать основополагающие идеологические установки общества, предоставлять интеллектуальные аргументы и практический инструментарий, помогающий сохранить существующей власти и идеологии свое привилегированное положение. В качестве особой и приоритетной проблемы выделяют вопрос о социальных функциях науки, среди которых чаще всего выделяют три основные: 1) культурно-мировоззренческую; 2) функцию непосредственной производительной силы; 3) функцию социальной силы. Сциентизм – это вера, убеждение (ненаучный метод) в то, что наука играет позитивную роль в развитии человечества, что наука может решить все проблемы. Антисциентизм – эта позиция утверждает, что наука является неэффективным институтом и не может решить всех проблем. Сциентисты приветствуют достижения науки. Антисциентиты испытывают предубежденность против научных инноваций. Сциентисты провозглашают знание как наивысшую культурную ценность. Антисциентисты не устают подчеркивать критическое отношение к науке. Сциентисты подчеркивают, что наука является производительной силой общества, производит общественные ценности и имеет безграничные познавательные возможности. Аргументы антисциентистов, когда они подмечают простую истину, что, несмотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее и стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения. Дилемма сциентизм - антисциентизм предстает извечной проблемой социального и культурного выбора. Она отражает противоречивый характер общественного развития, в котором научно-технический прогресс оказывается реальностью, а его негативные последствия не только отражаются болезненными явлениями в культуре, но и уравновешиваются высшими достижениями в сфере духовности.

Концепция языка как образа реальности в «Логико-философском трактате» Л. Витгенштейна. исследует условия, необходимые для построения логически совершенного языка (построение правильной символической системы) и одновременно постулирует необходимость для обычного языка стремиться к этому идеалу. «Трактате» возможности выражения в языке знаний о реальности, или – условия, которые позволяют всякому естественному языку выполнить его функции по описанию действительности. а) онтологично первичным является вопрос не о бытии, существовании или не существовании, а о выражении б) мышление неотделимо от языка в) онтологические (логические) и семантические (лингвистические) понятия зеркально отражаются друг в друге г) роль философии, которая сводится к прояснению языковых выражений и является не учением, а деятельностью. Мир, язык, логика и мышление. Прояснение их структуры и соотношения, согласно В, позволяет провести границы человеческому познанию. Для онтологии «Трактата» главным понятием является «объект». Объекты лишь реализуют требование логико-семантической теории В, составляя предел логического анализа предложения, и предназначены прежде всего для того, чтобы решить главную логическую проблемы – как возможен содержательный (значимый) язык. Главная семантическая функция объектов – это значение имен. Имена обладают значением, но не обладают смыслом. Совокупность имен образует предложение. В основе нашего знания о мире лежат элементарные предложения, которые функции самих себя, а потому не противоречат друг другу. Сложные предложения обозначают факты. Лучше всего обозначают факты сложные предложения естествознания, которые обладают смыслом, т.е. могут быть истинными или ложными. Адекватность «отражения» мира в языковом и логическом пространстве гарантирует такое понятие как «логическая форма». Однако, чтобы понять содержание или функциональную нагрузку, которые несет логическая форма, необходимо рассмотреть понятие «картина», через которое В вводит принцип изобразительности. Картина представляет собой «модель действительности», поскольку между элементами картины и действительности существует изобразительное родство (тождество). Картина способна изображать действительность в силу того, что в определенном отношении ей тождественна, а именно она имеет форму этой действительности, т.е. логическую форму. Предложение – это картина действительности. Образцом картины или картиной в чистом виде являются предложения естествознания. Особым статусом обладают предложения логики. Они ничего не обозначают, лишены смысла, но показывают структуру языка, показывают границы мира. Логические предложения ничего не могут о себе сказать, но они обладают логической формой, которая позволяет другим предложениям правильно отражать мир.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: