Методы педагогического исследования - это совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Методы педагогического исследования - способы познания и преобразования педагогической действительности. Педагогика использует собственно педагогические, общенаучные и межнаучные методы. Основные методы исследования, применяемые в педагогике можно условно разделить на следующие группы:
- теоретические (индукция, дедукция, контент-анализ, мысленный эксперимент, внеконтекстные операции с научными понятиями, теоретическое моделирование с использованием модальной логики и др.);
- аналитические (анкетирование, интервьюирование, анализ документации, педагогическое наблюдение, тестирование, социометрия, парное сравнение, метод независимых характеристик, и т.п.);
- экспериментальные (педагогический эксперимент как способ проверки гипотез в естественных и искусственных условиях);
- методы математической статистики (определение достоверности и репрезентативности данных, установление корреляций, вычисление средних величин, математическое моделирование и пр.).
|
|
В современной педагогике методы педагогического исследования используются не только в качестве инструмента педагогической науки, но и становятся способами практической работы педагога (педагогическая диагностика в деятельности воспитателя, внутришкольный административный контроль, педагогический эксперимент в творческом поиске учителя, профессиональная диагностика в методической и управленческой работе и др.).
Методология разрабатывает систему основных правил познания практической деятельности в их соотношении со свойствами объективной действительности. Опираясь на эту систему, пед. Наука использует исследовательские методы трех уровней:
1. общенаучные методы, к которым обычно относят такие, как:
- метод детерминизма, предусматривающий необходимость исследования всех явлений действительности с точки зрения их обусловленности действиями тех или иных причин;
- метод системности, требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы, природной, социальной, образовательной, психической;
- метод развития, или диалектический метод, признающий непрерывность изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их переход от одних форм к другим;
- эмпирический метод предполагает необходимость сбора, накопления, фиксации фактов в качестве важнейшей начальной ступени научного познания;
- рациональный метод направлен на создание общих объяснительных схем интерпретацию собранных фактов;
|
|
2. методы смежных с педагогикой наук, таких как психология, социология и др., в которых широко используется исследовательские методы наблюдения, анкетирование, тестирование, интервьюирование и т.п.
3. собственно педагогические методы, обусловленные спецификой науки об образовании, ее объекта и предмета
Наиболее распространенными в практике специализированного научно-педагогического исследования являются следующие методы
Метод анкетирования. Сведения, полученные в результате анкетирования, приобретают особ. ценность, если они сопоставляются с данными из других источников: наблюдений, интервью и т.п.
Изучение док-тов и рез-тов пед. деятельности в виде письменных, статистических, технических и других материалов. К числу таких материалов относятся протоколы заседаний советов вузов, кафедр, педсоветов школ; письменные контрольные, курсовые и выпускные работы студентов, учащихся.
Исследование и общение педагогического опыта преподавателей вузов и учителей школ, направленное на анализ
Состояние практики, выявление как передового, так и отрицательного опыта, ошибок и недостатков.
Большую роль играет в обобщении пед. Опыта - метод наблюдения, представляющий из себя целенаправленный и планомерный процесс сбора инф. В итоге наблюдений,их много кратного повторений, проверок формулируется теоретические концепции,объясняющие те или иные предъявления.
Между указанными методами исследования нет четких границ, все они тесно связанны между собой, дополняя друг друга, выступая в каждом конкретном исследовании в особой связи и соотношении.