Методы педагогического исследования. Методы педагогического исследования - это совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения

Методы педагогического исследования - это совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Методы педагогического исследования - способы познания и преобразования педагогической действительности. Педагогика использует собственно педагогические, общенаучные и межнаучные методы. Основные методы исследования, применяемые в педагогике можно условно разделить на следующие группы:

- теоретические (индукция, дедукция, контент-анализ, мысленный эксперимент, внеконтекстные операции с научными понятиями, теоретическое моделирование с использованием модальной логики и др.);

- аналитические (анкетирование, интервьюирование, анализ документации, педагогическое наблюдение, тестирование, социометрия, парное сравнение, метод независимых характеристик, и т.п.);

- экспериментальные (педагогический эксперимент как способ проверки гипотез в естественных и искусственных условиях);

- методы математической статистики (определение достоверности и репрезентативности данных, установление корреляций, вычисление средних величин, математическое моделирование и пр.).

В современной педагогике методы педагогического исследования используются не только в качестве инструмента педагогической науки, но и становятся способами практической работы педагога (педагогическая диагностика в деятельности воспитателя, внутришкольный административный контроль, педагогический эксперимент в творческом поиске учителя, профессиональная диагностика в методической и управленческой работе и др.).

Методология разрабатывает систему основных правил познания практической деятельности в их соотношении со свойствами объективной действительности. Опираясь на эту систему, пед. Наука использует исследовательские методы трех уровней:

1. общенаучные методы, к которым обычно относят такие, как:

- метод детерминизма, предусматривающий необходимость исследования всех явлений действительности с точки зрения их обусловленности действиями тех или иных причин;

- метод системности, требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы, природной, социальной, образовательной, психической;

- метод развития, или диалектический метод, признающий непрерывность изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их переход от одних форм к другим;

- эмпирический метод предполагает необходимость сбора, накопления, фиксации фактов в качестве важнейшей начальной ступени научного познания;

- рациональный метод направлен на создание общих объяснительных схем интерпретацию собранных фактов;

2. методы смежных с педагогикой наук, таких как психология, социология и др., в которых широко используется исследовательские методы наблюдения, анкетирование, тестирование, интервьюирование и т.п.

3. собственно педагогические методы, обусловленные спецификой науки об образовании, ее объекта и предмета

Наиболее распространенными в практике специализированного научно-педагогического исследования являются следующие методы

Метод анкетирования. Сведения, полученные в результате анкетирования, приобретают особ. ценность, если они сопоставляются с данными из других источников: наблюдений, интервью и т.п.

Изучение док-тов и рез-тов пед. деятельности в виде письменных, статистических, технических и других материалов. К числу таких материалов относятся протоколы заседаний советов вузов, кафедр, педсоветов школ; письменные контрольные, курсовые и выпускные работы студентов, учащихся.

Исследование и общение педагогического опыта преподавателей вузов и учителей школ, направленное на анализ

Состояние практики, выявление как передового, так и отрицательного опыта, ошибок и недостатков.

Большую роль играет в обобщении пед. Опыта - метод наблюдения, представляющий из себя целенаправленный и планомерный процесс сбора инф. В итоге наблюдений,их много кратного повторений, проверок формулируется теоретические концепции,объясняющие те или иные предъявления.

Между указанными методами исследования нет четких границ, все они тесно связанны между собой, дополняя друг друга, выступая в каждом конкретном исследовании в особой связи и соотношении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: