Этапы развития военно-политического сотрудничества стран СНГ

Главная проблема- раздел советского военного наследства, включавшего в себя ядерное оружие. Еще до распада Советский Союз вывел ядерные боезаряды и стратегические средства их доставки из зарубежных государств и большинства союзных республик. К концу 1991 г. оно оставалось только в России, Белоруссии, Казахстане и на Украине. В соответствии с учредительными документами СНГ Белоруссия, Казахстан и Украина заявили о своем решении стать неядерными государствами и передать находившееся на их территориях ядерное оружие России.

Вывод тактического ядерного оружия в Россию был завершен весной 1992 г., несмотря на сопротивление Украины. Что касается стратегических сил, их вывод из трех новых независимых государств затянулся до 1996 г. Особую проблему создала Украина, которая выставляла чрезмерные требования о компенсации стоимости выводимых ядерных боезарядов, а также об их последующем уничтожении в России в условиях проверки украинскими инспекторами. Многие из этих требований были удовлетворены, и только после этого вывод ядерных боеприпасов удалось завершить. Средства доставки – межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и тяжелые бомбардировщики – остались на Украине. Частично они были уничтожены при американском содействии. Некоторые ракеты использовались для коммерческих космических запусков. Часть МБР и бомбардировщики Ту-160 были впоследствии выкуплены Россией в счет украинских долгов за поставки природного газа.

Требования Белоруссии и Казахстана о компенсации были более умеренными. Эти страны не ставили вопроса об уничтожении выводимых оттуда боеприпасов и средств доставки. Однако президент Лукашенко после своего прихода к власти затягивал вывод ядерных сил, который завершился лишь к ноябрю 1996 г. – вероятно, в обмен на политическую поддержку режима в Минске.

Большая часть сил и средств Сухопутных войск и ВВС была поделена между государствами, на территории которых они находились. Россия сохранила свои войска на территории Грузии, Армении и Таджикистана, а также сумела вывести часть войск из Азербайджана. Вооруженные силы, дислоцированные за пределами бывшего СССР и в Прибалтике, отошли к России и были выведены преимущественно на ее территорию к 1994 г. Под контролем Москвы остались силы и средства, базирующиеся в двух бывших автономиях, провозгласивших в процессе распада Советского Союза свою независимость (Абхазии и Приднестровье). В 1992 г. российские миротворческие подразделения были введены в Южную Осетию в соответствии с российско-грузинским соглашением.

Раздел обычных вооружений и вооруженных сил сопровождался различными трудностями и эксцессами. В частности, в процессе распада СССР дивизия тяжелых бомбардировщиков Ту-95 была перебазирована Москвой без согласия казахстанских властей из Семипалатинска (Казахстан) на авиабазу Украинка (Хабаровский край). Отмечались стихийные перелеты летчиков из новых государств в РФ. В ряде случаев раздел происходил в условиях действующих конфликтов. Например, переданная в 1992 г. Грузии часть находившихся на ее территории вооружений была использована Тбилиси в абхазской войне 1992 – 1994 гг.

Гораздо острее стоял вопрос о разделе ВМФ. Тихоокеанский и Северный флоты базировались исключительно в России и разделу не подлежали. Балтийский флот потерял большую часть береговой инфраструктуры, отошедшей к прибалтийским государствам, однако сохранил главную базу – в Балтийске (Калининградская обл.) и плавсостав. Государства Прибалтики не считали себя частью СССР и не претендовали на его вооружения, хотя и добились получения наземной военной инфраструктуры бесплатно. Каспийская флотилия была, в основном, выведена из главной базы в Баку.

Украина требовала значительную долю ЧФ. Из-за этого в течение нескольких лет он юридически находился под совместным командованием (хотя фактически – под российским). Лишь в 1997 г. был подписан и ратифицирован договор о его разделе и условиях базирования в Крыму до 2017 г., с правом продления на пять лет. Согласно ему, подавляющая часть береговой инфраструктуры флота за пределами Крыма передавалась Украине. Кроме того, она получала часть плавсостава, и ее ВМС так же, как ЧФ, базировались в севастопольской бухте. Долгое время Москва настаивала на эксклюзивном базировании ЧФ в Севастополе, но в конечном итоге была вынуждена уступить. Тем не менее, в сложных условиях 1990-х годов России удалось настоять на сохранении главной базы Черноморского флота и основной части его плавсостава и береговой инфраструктуры в Крыму на длительный период времени.

К началу 2000-х годов Вооруженные силы РФ оставались в Армении, Грузии, на Украине, в Молдове и Таджикистане. Военные базы в Грузии и Армении были объединены в Группу российских войск в Закавказье (ГРВЗ) со штабом в Тбилиси. В Таджикистане пребывание 201-й дивизии, в соответствии с двусторонним соглашением, преобразовано в военную базу.

В текущем десятилетии произошли некоторые изменения. Российские военные базы были досрочно выведены из Грузии к 2007 г. Штаб и, частично, подразделения вооруженных сил были передислоцированы в Армению. Одновременно Москва договорилась о возобновлении военного присутствия в Киргизии, где была заново открыта небольшая военно-воздушная база в г. Кант. В августе 2008 г. Таджикистан предоставил России военно-воздушную базу в Гиссаре. По информации СМИ, в Таджикистане российские ВВС также могут использовать аэродромы в Кулябе и Курган-Тюбе.

Российские миротворческие силы присутствуют в Абхазии, Южной Осетии и в Приднестровье в соответствии с соглашениями между сторонами конфликтов и Россией.

Российские военные объекты сохранились в Белоруссии, на Украине, в Азербайджане, Казахстане и Таджикистане. В Белоруссии находятся два важнейших объекта – РЛС Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) в Барановичах и станция связи в Вилейке. В Азербайджане имеется РЛС СПРН в Габале. Она эксплуатируется российскими гражданскими специалистами, срок ее аренды истекает в 2011 г. В Таджикистане Россия арендует объект Системы контроля космического пространства «Око» в Нуреке. Наиболее масштабная сеть российских военных объектов находится в Казахстане. Россия арендует космодром Байконур (г. Ленинск), откуда, кроме гражданских, осуществляются и военные космические запуски. Помимо этого РФ располагает там РЛС СПРН в Сары-Шагане, а также рядом испытательных полигонов, в том числе предназначенных для испытаний противоракетного оружия. Казахстан также предоставляет военный транзит в Киргизию и Таджикистан.

После распада СССР предполагалось, что внешние границы СНГ будут охраняться сообща. Однако сначала Украина, а затем и другие государства перешли на самостоятельную охрану своих границ. В настоящее время российские пограничники охраняют только международно- признанную границу между Арменией, с одной стороны, и Турцией и Ираном, с другой. Граница между азербайджанскими районами, занятыми армянскими войсками в ходе войны 1992 г., и Ираном охраняется армянскими силами.

15 мая 1992г Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Потом к ним присоединились Азерб, Груз, Беларус. На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

4 февраля 2009 года в Москве лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования. Согласно подписанному документу, Коллективные силы оперативного реагирования будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

28 июня 2012 года Ташкент направил ноту с уведомлением о приостановлении членства Узбекистана в ОДКБ (официально приостановлено 19 декабря того же года).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: