} В период новорожденности первое время потребность в общении отсутствует.
} Она появляется благодаря объективной нужде младенца в уходе и заботе окружающих. Вторым условием служит поведение взрослого – и оно решающее (пример М.И Лисиной).
} На втором месяце у младенца складывается сложная реакция на взрослого – комплекс оживления, которая включает двигательное оживление, речевые реакции и улыбку.
} Таким образом, в данном возрасте возникает ситуативно-личностная форма общения.
Ведущий вид деятельности: непосредственно-эмоциональное общение:
} оно не опосредуется никакой иной общей деятельностью ребенка и взрослого;
} сводится к взаимному выражению эмоций, адресуемых ребенком и взрослым друг другу.
С 6 мес. жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша – в сотрудничестве.
} Ребенку недостаточно доброжелательного внимания.
} На первый план выступают деловые мотивы.
} Взрослый рассматривается младенцем как эксперт, образец, помощник, участник и организатор совместных действий.
} Экспрессивно-мимические средства дополняются предметными.
} Общение ярко эмоционально окрашено.
В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавательная форма общения.
} Ведущим становится познавательный мотив.
} Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все 6олее сложные вопросы.
} Взрослый теперь выступает в новом качестве как эрудит, «энциклопедист», способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию.
} Сотрудничество приобретает внеситуативный – теоретический «характер».
} Вопросы, которые задают дети, разнообразны, они касаются всех сфер жизни
} «Почему солнце светит?»
} «Почему деревья не ходят?»
} «Правда, что апельсин – папа мандарина?».
} «А на чем пирожные растут?»
} «Из чего машины делают?»
} «А как появляются дети?»
} Дед, а в лошадь бензин наливают?
} «Мама, а я когда-нибудь умру?»
} - Мама, кто меня выродил?
} - Ты? Я так и знала. Если бы папа, я была бы с усами.
У старших дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших.
} Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию.
} Главным мотивом общения становится личностный.
} Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индивидуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества.
} В исследованиях Е.И. Смирновой выявилось очень важное обстоятельство:
} способность ребенка к внеситуативно-личностному общению связана с повышенной эффективностью его обучения, по крайней мере в тех ситуациях, где источником информации служит взрослый (пример с решением задач).
} В ходе данной формы общения у детей складывались достаточно тонко дифференцированные представления о различных функциях взрослого;
} дети научались относиться к взрослому как к учителю и соответственно этому осознавали себя в позиции ученика, что и определяло их адекватное поведение на занятиях.
} Каждая новая форма общения надстраивается над прежними, в известной степени их преобразует, но ни в коем случае не отменяет. Чем старше ребенок, тем более гибко он пользуется всеми коммуникативными средствами, тем богаче и разнообразнее его контакты с окружающими людьми, тем легче он изменяет форму общения соответственно условиям деятельности.
} Ситуативно-личностная стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания.
} Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи.
} Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами.
} Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия.