Решающее значение в формировании общества дошкольников в детском саду принадлежит совместной сюжетно-ролевой игре

} Игровые группы, возникающие на основе личного интереса, самое интересное явление детской жизни (Александра Платоновна Усова).

} В играх дети вступают в такие отношения, которые в других условиях мало доступны.

} Это отношения контроля, соподчинения, взаимной помощи.

} В играх между детьми часто возникают конфликты – их важно рассматривать как специфические значимые ситуации общения (считалки).

} В этой группе уже до начала игры сложилась определенная система личных отношений, в которой ребенок имеет тот или иной социометрический статус (межличностные отношения до игры).

} От этого статуса зависит распределение ролей (сюжетно-ролевые отношения).

} В результате появляется и третий план отношений – организационные отношения по поводу игры («А так не бывает»).

} В процессе развития игры как совместной деятельности усложняются и организационные формы взаимодействия ее участников:

} «игра рядом»,

} «механическое взаимодействие» (слияние в одной игре разнородных действий),

} взаимодействие на основе общего содержания игры,

} взаимодействие на основе личных предпочтений детей.

} Успешность деятельности положительно влияет на положение ребенка в группе. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников. В свою очередь, ребенок становится более активным, повышается самооценка и уровень притязаний.

} Итак, в основе популярности дошкольников лежит их деятельность - либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность в продуктивной деятельности.

} Существует и другое направление работ, в которых анализируется феномен детской популярности с точки зрения потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности.

} Эти работы базируются на положении М.И. Лисиной о том, что в основе формирования межличностных отношений и привязанности лежит удовлетворение коммуникативных потребностей.

} Исследование О.О. Папир обнаружило, что популярные дети сами имеют обостренную, ярко выраженную потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить.

} Терещук Р. К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников в группе сверстников. Кишинев, 1989

} Папир Ольга Олеговна Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно- ролевой игре: Автореф. канд. дис.- М, 1993.

} Существует и другое направление работ, в которых анализируется феномен детской популярности с точки зрения потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности.

} Эти работы базируются на положении М.И. Лисиной о том, что в основе формирования межличностных отношений и привязанности лежит удовлетворение коммуникативных потребностей.

} Исследование О.О. Папир обнаружило, что популярные дети сами имеют обостренную, ярко выраженную потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить.

} Уже в дошкольной группе выделяются дети, которые умеют общаться со всеми – другими словами они обладают высоким уровнем социального интеллекта. Это так называемые социально одаренные дети.

} Такие дети являются инициаторами и организаторами игр,

} Чувствуют настроение окружающих; обладают психологической наблюдательностью (высокий уровень эмоционального интеллекта).

} Воспринимают другого человека как полноправного субъекта взаимодействия, человек как «самоценность».

} Обладают как правило организаторскими способностями.

} Умеют разрешать конфликтные ситуации общения (примеряют, сдруживают других детей)

} Обладают чувством юмора

} Способны к децентрации – способность человека поставить себя на место другого человека, посмотреть на все со стороны

} Вместе с тем, отличаются повышенной ранимостью, чувствительностью, нуждаются в бережном отношении со стороны взрослых и ровесников.

} В общении детей проявляются их индивидуально-психологические особенности.

} Холерики, сангвиники характеризуются общительностью, активностью, живой мимикой, быстрым темпом речи, стремлением к телесному контакту во время игр, активной жестикуляцией. Им свойственно стремление подчинять партнеров по игре, доминировать. При этом холерики часто не сдержаны, часто провоцируют конфликты.

} Сангвиники – используют детский фольклор при конфликтных ситуациях.

} Флегматики, меланхолики малообщительны, могут с трудом включаться в игры других детей. Часто уступают главные роли, менее активны, предпочитают держаться на расстоянии.

} Среди основных факторов, способствующих недоброжелательности, конфликтности детских отношений, большему числу в группа детей, испытывающих эмоциональное неблагополучие, были выделены авторитарность в воспитании со стороны родителей и педагогов.

} Как показало исследование существенное влияние на взаимоотношения дошкольников в группе детского сада оказывает стиль педагогического общения (Т.А. Репина).

} Таким образом, группа детского сада - целостное образование, представляет собой единую функциональную систему со своей структурой и динамикой. Присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ориентациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: