Особенности воображения дошкольников. Пути формирования творческого воображения

Литература

1. Волков, Б.С., Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу / Б.С.Волков, Н.В. Волкова. - М.: Просвещение, 2002.- 322 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

3. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-Пресс, 2004.- 367 с.

4. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. - М.: ИД "Равновесие", 2004. - 355 с.

5. Детская практическая психология / под ред. проф. Марцинковской Т. Д. - М.: Гардарики, 2001. - 428 с.

6. Дошкольная педагогика. / под ред. В.И. Ядешко, Ф.А.Сохина, 2-е изд.испр. и доп., - М.: Просвещение, 1986. - 321 с.

Без воображения нет соображения

Эйнштейн

ž Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.

ž Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий.

В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов.

По результатам:

ž Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)

ž Продуктивное (творческое) воображение:

› с относительной новизной образов;

› с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

ž активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;

ž пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

ž конкретное;

ž абстрактное.

По приёмам воображения:

ž агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;

ž гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;

ž схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;

ž типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

ž преднамеренное;

ž непреднамеренное.

Функции воображения

ž представление действительности

в образах, а также создание возможности

пользоваться ими, решая задачи;

ž регулирование эмоциональных состояний;

ž произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;

ž формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;

ž планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: