Литература
1. Волков, Б.С., Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу / Б.С.Волков, Н.В. Волкова. - М.: Просвещение, 2002.- 322 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
3. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-Пресс, 2004.- 367 с.
4. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. - М.: ИД "Равновесие", 2004. - 355 с.
5. Детская практическая психология / под ред. проф. Марцинковской Т. Д. - М.: Гардарики, 2001. - 428 с.
6. Дошкольная педагогика. / под ред. В.И. Ядешко, Ф.А.Сохина, 2-е изд.испр. и доп., - М.: Просвещение, 1986. - 321 с.
Без воображения нет соображения
Эйнштейн
Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.
Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий.
|
|
В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов.
По результатам:
Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)
Продуктивное (творческое) воображение:
› с относительной новизной образов;
› с абсолютной новизной образов.
По степени целенаправленности:
активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
По виду образов:
конкретное;
абстрактное.
По приёмам воображения:
агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
По степени волевых усилий:
преднамеренное;
непреднамеренное.
Функции воображения
представление действительности
в образах, а также создание возможности
пользоваться ими, решая задачи;
регулирование эмоциональных состояний;
произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.